Ирина Кузнецова
Мастер-класс для родителей «Использование природного материала для развития мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика- совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук.
Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.
Задачи:
1. Знакомство родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно организовать с помощью природного материала дома.
2. Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьёй.
Участники: воспитатели групп раннего возраста и родители/ законные представители обучающихся.
Оборудование: природный материал (шишки сосновые, каштаны, жёлуди, грецкие орехи, плоды шиповника, ёмкости для сортировки мелких предметов (стаканчики, крупа гречихи, крупная крупа горох, фасоль, семечки тыквы, мерная ложка, «Чудесный мешочек», ёмкость для создания игры «Найди пропажу».
Ход
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня первая в этом учебном году встреча участников нашей творческой мастерской.
Пальчиковые игры и упражнения с природным материалом – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
С давних времён дети любят играть с камушками, желудями, шишками, орехами и другими природными материалами. Дети строят, мастерят игрушки, выкладывают узоры. Колючие шишки,гладкие и блестящие желуди, замысловатые камни, кора деревьев своим ароматом и шероховатостью вызывают положительные эмоции, дарят рукам силу, гибкость и свободу движений. Играя с природным материалом,дети познают окружающий мир, становятся более общительными и спокойными. Работа с природным материалом оказывается увлекательной и неутомительной, но благодаря этой работе развивается моторика рук. Руки ребенка постепенно крепнут, становятся более подвижными, готовыми выполнять чёткие,последовательные действия, что так необходимо для овладения письмом.
Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание,а также словарный запас.
Данный материал всегда доступный,не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.
Сегодня мы хотим поделиться с Вами своим опытом работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста. Проведём мы нашу встречу в форме мастер – класса по использованию природного материала для развития мелкой моторики.
Для начало сделаем массаж рук : он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Вместе с тем массаж рук действует успокаивающим образом. Чтобы массаж проходил интереснее, мы используем в качестве ручных тренажером природный материал – грецкие орехи, шишки, каштаны и т. д. Круговыми движениями между ладонями. Массаж можно сопровождать веселыми, короткими стихами.
Раз, два, три, четыре, пять.
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Еловая шишка нам колет ладошки
Мы покатаем шишку немножко.
Сжимание и разжимание шишек обеими руками. Это движение можно проводить двумя руками одновременно или поочерёдно правой и левой рукой.
Я сильнее всех на свете!
Буду шишки я сжимать.
Буду шишки я разжимать,
Буду руки развивать.
Левую и правую, Правую и левую.
А теперь после того как мы провели массаж, давайте поиграем.
Первая игра. «Чудесный мешочек»
Для этой игры нам потребуются природные материалы: желуди, шишки, плоды каштана, грецкие орехи, плоды шиповника.
Варианты игры:
Первый вариант: мы положим все эти предметы в наш «Чудесный мешочек». До начала игры ребёнок не должен видеть эти предметы, хотя все они ему знакомы «по- жизни». Ребёнку нужно поочерёдно то правой, то левой рукой достать из мешочка один предмет за другим, предварительно ощупав его в слепую.
Второй вариант: Мы положим в наш мешочек по несколько одинаковых предметов. После того, как ребёнок достал все, можно попросить его разложить эти предметы на одинаковые кучки (желуди к желудям, каштаны к каштанам, орехи к орехам и т. д.)
Третий вариант: «Найди такой же». Мы можем показать ребёнку какой- либо предмет, дать его обследовать, потрогать, а затем попросите достать из мешочка такой же.
Вторая игра. «Дождик»
В ёмкости находятся плоды (желуди, каштаны). Ребенок поочерёдно или обеими руками одновременно захватывает плоды и выпускает их из рук, имитируя «дождик».
Дождик лей, лей, лей
На меня и на людей,
На меня немножко,
На людей – по ложке.
А на Бабу-ягу
Лей по целому ведру!
Третья игра: «Найди пропажу»
В большую ёмкость кладём как можно больше разнообразных по размеру и фактуре плодов (шишки, желуди, каштаны, можно добавить крупную крупу, например, горох или фасоль). Ребёнку предлагается опустить руки в ёмкость с плодами,и найти предмет, который там спрятался.
В ведерко руки опускай,
Все игрушки доставай,
Громко нам их называй.
Четвёртая игра. С крупой гречихи.
Вариант первый : «Пианино». На поднос тонким слоем насыпаем крупу гречихи. Просим ребёнка прижать кисти рук,скользить ладонями, выполнять зигзагообразные и круговые движения (змейка, санки) те же движения, поставить ладонь на ребро, кулачком, пройтись отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и левой рукой- одновременно указательными, средними, мизинцами, безымянными, поиграть на «пианино».
Вариант второй: Крупу можно пересыпать в разные емкости (например: пластиковые стаканчики) рукой, мерной ложкой.
Работа с семенами способствует и оздоровлению организма ребёнка. Оказавшись под воздействием тепла и влаги, человеческого тела семя растения способно производить мощный энергетический выброс, имеющий лечебный эффект. Гречишные зёрна универсальный инструмент, каждое зерно похоже на маленькую пирамидку. А любая пираминдальная форма обладает способностью концентрировать энергию особенно сильно и направленно её передавать. Поэтому зёрна гречихи оказывают положительное воздействие на оздоровление организма.
Пятая игра. «Соберём осенние листочки»
Первый вариант: Нам понадобятся большие и маленькие листья, пластмассовые контейнеры большой и маленький. Ход игры: осенью дует ветер, падают листья с деревьях. Листья большие и маленькие (показ). Можно предложить ребёнку собрать большие листочки в большую коробку, а маленькие в маленькую.
Второй вариант: Попросите ребенка разложить листья по цветам (например: желтые к желтым, красные к красным)
Шестая игра. «Сложи мостик».
Вот на листе бумаги нарисована река. Мы попросим ребёнка из природного материала выложить мостик, (желуди, каштаны), по которому можно перебраться через реку.
Седьмая игра. «Шумелки»
Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты: в пластиковые бутылки насыпать разные наполнители (желуди, семечки тыквы, гречиху, горох и т. д.) ,в зависимости от наполнения у бутылки будет разное звучание.
Заключительная часть:
Дорогие родители! Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития мелкой моторики руки для ребёнка и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций. Для того, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша. Спасибо за внимание.