Ольга Николаевна Игонина
Опыт работы по становлению основ инженерного мышления посредством лего-конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
Становление основ инженерного мышления у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»
В настоящее время дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы. Что же такое инженерное мышление? Инженерному мышлению дается следующее определение: "Инженерное мышление - это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники…".
Актуальность данной темы обусловлена тем, что:
во-первых, современное общество все больше зависит от технологий и именно поэтому все более пристальное внимание уделяется такой области нашего интеллекта, как инженерное мышление.
Во- вторых, задача воспитания развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать. Могу, с уверенностью сказать, что конструирование является одним из самых любимых и занимательных занятий для детей, кроме того выступает оптимальным средством формирования коммуникативных навыков в конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как, умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
В-третьих, возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно в образовательной деятельности.
Исследованиями Н. Н. Поддьякова, А. А. Люблинской, Ж. Пиаже и др. доказывается, что у детей дошкольного возраста логическому мышлению предшествует конструктивное.
Что же развивает такое мышление?
Умение анализировать объекты и предметы рукотворного и окружающего мира природы, выделяя главные и второстепенные части, детали;
Объединять в целое, состоящее из отдельных частей;
Моделировать, оперируя не образами самих предметов, а логическими связями и отношениями между ними, выражая эти отношения в виде наглядных схем, моделей.
В рамках реализации модуля «Конструирование», в детском саду уделяется особое внимание конструктивной деятельности воспитанников, главной целью которой является развитие интеллектуальных способностей в процессе конструктивной деятельности и вовлечение детей в научно-техническое творчество. Включение детей в конструкторскую деятельность происходит в форме непосредственно образовательной деятельности, что обусловлено основной образовательной программой детского сада, а также в совместной деятельности с воспитателем и в самостоятельной деятельности дошкольников (игровой, продуктивной, познавательной и экспериментировании).
Занятие конструированием, является эффективным средством создания и решения проблемной ситуации, детьми дошкольного возраста. Конструирование предполагает построение предмета, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных элементов и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. Конструирование объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами — надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу. Конструирование также является фундаментом научно-технической деятельности, на основе которой формируется инженерное мышление. При создании системы обучения дошкольников разным видам конструирования появляются предпосылки для комплексного развития детей в пропедевтике инженерного образования.
Новизна педагогического опыта заключается:
1. В создании условий для развития познавательной, творческой активности дошкольников через применение технологии ЛЕГО-конструирования.
(создание ЛЕГО – центра в группе);
2. Опыт направлен на обновление форм и методов приобщения дошкольников к техническому творчеству; Конструктор - ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту.
· Данный опыт направлен на учет образовательных потребностей контингента воспитанников ДОУ, включая детей с особыми образовательными потребностями.
· Активное использование ЛЕГО - конструирования с дошкольниками, как специально организованной деятельности, способствует развитию исследовательской и творческой активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
Конструкторы ЛЕГО - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.
Основная цель - создание условий для максимального развития технического мышления дошкольников.
Цель:
Введение LEGO-конструирования (робототехники) в образовательный процесс группы.
Задачи:
1. Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов начиная со второй младшей группы согласно разработанному плану;
2. Развивать у дошкольников интерес к конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
3. Развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление, мелкую моторику.
4. Формировать у детей коммуникативные навыки: умение вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умение работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
5. Развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
6. Провести анкетирование родителей по теме: Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
7. Разработать консультацию для родителей: Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков.
Занятия по легоконструированию позволяют снять перенапряжения, страхи детей, создают благоприятные условия для формирования таких качеств, как усидчивость, любознательность. Для реализации поставленных целей большое значение имеет предметно-развивающая среда. Дети младшего дошкольного возраста пользуются конструкторами «Кроха», а затем дети знакомятся с конструктором «ЛЕГО-ДУПЛО». Данные виды конструкторов позволяют осуществлять легодеятельность более эффективно и разнообразно.
Чтобы ребенок мог свободно общаться с педагогом и сверстниками на первых этапах легоконструирования, он должен четко знать названия деталей конструктора.
В процессе конструирования дети подбирают детали, необходимые для разных частей сооружения, пересчитывают их после окончания работы, определяют длину необходимой детали путем пересчета кнопок-креплений на пластине или кирпичике при помощи взрослого.
Существуют несколько форм организации обучения конструктивной деятельности:
- конструирование по образцу;
- конструирование по условиям;
- конструирование по чертежам и наглядным схемам;
- конструирование по собственному замыслу;
- конструирование по теме.
Каждая из этих форм конструирования оказывает развивающее влияние на мышление ребенка и формирует условия к развитию технического, а затем и инженерного мышления.
В своей работе использую наиболее распространенные формы организации работы с детьми: сказки, создание построек, моделей героев известных сказок, а затем использование их в играх, играх-драматизациях, беседах.
Хочу представить опыт использования Лего-конструкторов в работе с детьми среднего дошкольного возраста.
«Светофор»
Цель: Развивать пространственное воображение, внимание, память.
Задачи: 1. Познакомить в игровой форме с основными элементами конструктора ЛЕГО.
2. Учить классифицировать по форме, размеру, цвету.
3. Формировать концентрацию внимания
4. Развивать творческое мышление.
5. Развивать умение взаимодействовать с детьми и взрослыми.
6. Тренировать мелкую моторику пальцев.
«Знакомство со светофором»
Цель: Учить слушать сказку; Рассказать о светофоре; Закреплять навыки конструирования. Оборудование: Макет светофора, образец, схемы, наборы деталей конструктора.
Воспитатель: Дети сегодня я расскажу вам сказку, а вы послушайте её внимательно. Жили-были трое котиков братишек-шалунишек: Барсик, Мурзик и Пушистик. Как-то раз решили они поиграть в мячик и пошли во двор. А двор у них находился через дорогу. Встали котятки около дороги и думают, как перейти на другую сторону. Тут подошел к ним папа Котик-коток и рассказал, как нужно переходить дорогу. На другую сторону улицы можно перейти только по переходу. Он белыми полосами отмечен. Переходом командует, кто отгадайте загадку:
Чтобы нам помочь путь пройти опасный,
Горит и день и ночь зелёный, жёлтый, красный.
Что это такое? (Светофор) Правильно - это светофор.
У него три круглых глаза – красный, желтый и зеленый. Вот он зажигает красный глаз. Значит, стой на месте, переходить запрещено! Барсик подумал и сочинил стихи:
Ярко - красный - первый глаз,
Смотрит строго он на нас,
Говорит, что нет пути,
Вам нельзя сейчас идти!
Светофор зажигает желтый глаз. Это сигнал – «внимание!». Машины начинают тормозить, чтобы вовремя остановиться, а пешеходы готовятся к переходу. Еще не идут, а только собираются идти. И тут Мурзик решил не отставать от своего братишке и тоже сочинил, вот такие стихи: Дальше - жёлтый глаз горит, "
- Подождите, - говорит,
- Ну, ещё совсем чуть - чуть,
И отправитесь вы в путь. "
Наконец зажигается зелёный глаз. Теперь можно свободно переходить. Машины остановились. Про свой любимый цвет и Пушистик сочинил стихи:
Вот - горит зелёный глаз,
Говорит: " - Иди сейчас,
Ждут машины и трамвай,
Быстро топай, не зевай! "
А теперь встаньте, мы тоже перейдем через дорогу. Сначала смотрим налево и дойдем до середины, а теперь направо – машин нет, переходим. Ребята расскажите, как нужно переходить дорогу?
Дети: По пешеходному переходу.
Педагог: Как мы догадаемся, что это пешеходный переход?
Дети: Увидим белые полоски и рядом светофор.
Педагог: Что обозначает красный свет?
Дети: Переход запрещен.
Педагог: Желтый?
Дети: Внимание, приготовиться.
Педагог: Зеленый?
Дети: Можно переходить.
Педагог: Сначала в какую сторону мы посмотрим?
Дети: Налево, потом направо.
Педагог: С кем нужно переходить дорогу?
Дети: Со взрослыми.
Педагог: Сегодня мы с вами будем строить светофор. Какие цвета у светофора? Посмотрите на схему. С чего начнем? (Ответы детей). Звучит песня «Светофор» дети выполняют строительство. После окончания постройки обыгрываются.
Вышеперечисленные формы организации работы с детьми реализуются через следующие методы обучения конструированию:
1. Анализ образцов, выполненных одним способом.
2. Анализ несовершенной поделки.
3. Педагогическая оценка или анализ результатов деятельности.
4. Игровые приемы: игры на развитие высших психических функций (упражнения на развитие технического мышления, воображения, классификации, логические закономерности, развитие внимания и памяти, пространственное ориентирование, симметрии).
Важно чаще предлагать детям такие конструктивные задачи, которые заставляли бы их думать, искать решение, пробовать, изобретать. А если деятельность ребенка носит творческий характер, она заставляет его думать, а значит – мыслить, и становится привлекательной, позволяет открывать в самом себе новые возможности, а это сильный и действенный стимул к занятиям по легоконструированию.