Асия Салимовна Самихова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Друзья, которые любят противоречить друг другу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Друзья, которые любят противоречить друг другу».
Подготовила воспитатель: Самихова Асия Салимовна.
Цели: систематизировать и уточнять представления детей о свойствах дерева и металла. Продолжать развивать логическое мышление, учить разрешать противоречия. Активизировать словарь: гладкий – шероховатый, хрупкий – прочный,твердый – мягкий, тяжелый – легкий. Воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Друзья, которые любят противоречить друг другу“» размещена в разделах
Материал и оборудование: две коробки- в одной гвоздь, в другой карандаш, свеча,спички,молоток,картина с изображением леса, реки и костра, ванночки с водой,гвозди,деревянные палочки,бруски и металлические пластины.
Предварительная работа: беседа на тему : «дерево и металл – чем отличаются друг от друга»,чтение соответствующей литературы.
Ход занятия: Воспитатель: Дети, сегодня утром к нам пришел почтальон и оставил две коробки. Что же в них? Догадайтесь сами. Серый Ивашка – деревянная рубашка, где носом проведет, там и след кладет. (карандаш). Металлический Антошка- он на очень длинной ножке. По головке постучишь- что нибудь да смастеришь. (гвоздь).
Воспитатель:А как узнать, в какой коробке карандаш, а в какой гвоздь? Дети: посмотреть.
В. :А если не глядя?
Д. : потрогать. (определяют на ощупь).
В. :А по запаху можно различить гвоздь и карандаш?
Д. : (понюхав) нет.
В. :А по звуку? (стучу металлической палочкой по гвоздю и по карандашу) Д. : можно, но сложнее.
В. :А вот и они, наши гости – гвоздь и карандаш. Давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них уверен, что он главнее. Карандаш утверждает, что из дерева делают очень много нужных человеку предметов, а гвоздь говорит, что из металла намного больше. Кто прав? Какие предметы из дерева вы знаете? (дети перечисляют). А из металла (перечисляют). В. :Выходит, что и карандаш и гвоздь правы? Хотите узнать почему одни предметы делают из дерева, а другие из металла? Возьмите в руки деревянный брусок и металлическую пластину. какие они на ощупь?
Д. : пластина гладкая, а брусок шероховатый, шершавый. Приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что вы чувствуете? Д. :дерево теплое, а отметала исходит холод. В. :Попробуем вместе забить гвоздь в деревянный брусок (забивают, в металлическую пластину (пробуют). Почему мы смогли забить гвоздь в дерево и не смогли забить его в металлическую пластину?
Д. : дерево мягкое, а металл твердый.
В. :а если броситьв воду гвоздь (бросают, а деревянную палочку (бросают). Итак! Что же произошло?
Д. :гвоздь утонул, а палочка плавает.
В. :почему?
Д. : гвоздь тяжелее, чем палочка.
В. :давайте проверим (взвешиваем). А теперь давайте попробуем сломать гвоздь (пробуем, а теперь палочку (ломаем). Почему палочка сломалась, а гвоздь нет? Д. :дерево хрупкое, металл прочный.
В. : что будет, если поднести к огню деревянную палочку, а потом гвоздь? Д. : палочка загорелась, а гвоздь только нагрелся.
В. :все опыты, которые мы сегодня провели с вами, подтвердили то, что вы знали о дереве и металле. А теперь давайте поиграем в игру «наоборот». (физминутка). Дети встают в круг, бросаю каждому по очереди мяч, называю одно из свойств дерева. Дети должны назвать противоположное свойство присущее металлу. Пока мы играли, карандаш и гвоздь решили прогуляться. Шли они шли и попали на реку (показываю картину). Карандаш обрадовался: «переплывем на тот берег, освежимся». А гвоздь приуныл. Как вы думаете, почему?
Д. :он боится утонуть. В. :значит гвоздь должен войти в воду, чтобы вместе с карандашом перебраться на тот берег реки, и не должен входить в воду, так как он утонет. Что же делать? Д. :карандаш может перевезти его на себе. Можно сделать из веток плот. В. :вот наши друзья уже на том берегу. Они устали, проголодались, решили сварить уху. Как вы думаете, кто из них пошел ловить рыбу, а кто начал костер разводить (ответы детей). Сварили они уху, гвоздь достал свою ложку из металла, а карандаш свою из дерева, и опять они заспорили друг с другом, чья ложка лучше? Решили так: кто быстрее свою порцию съест, у того и ложка лучше. Карандаш быстро управился, а гвоздь все дул,дул на свою ложку. Почему? Д. :дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным.
В. :что же получается:ложка у гвоздя должна быть металлическая, чтобы он не прокусил ее и не должна быть металлическая, чтобы не обжигался? Д. :сама ложка пусть будет из металла, а ручка из дерева.
В. :поели наши друзья, посидели у костра, решили дальше идти. Как потушить костер? Д. : залить водой – это может сделать карандаш. Закидать песком – с этим справится гвоздь.
В. : молодцы, дети! Я надеюсь, если вы пойдете на прогулку, в поход и разложите костер, то уходя домой, не оставите его, ведь иначе может начаться пожар. А природу надо беречь. Мне очень понравилось как вы сегодня занимались на занятии. Молодцы. !