Макарова Ольга Сергеевна
Конспект занятия «Всегда ли мы внимательны друг к другу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Всегда ли мы внимательны друг к другу»
Цель: на примере изучения общения развивать такие качества как внимательность, Показать роль общения в жизни каждого человека и выяснить основные правила общения.
Задачи:
- охарактеризовать общение как своеобразную деятельность;
- способствовать развитию компетентности в сфере общения как проявления их активности;
толерантность, и тем самым способствовать развитию общей культуры и культуры поведения.
Форма проведения: дискуссия с элементами игры.
Публикация «Конспект занятия „Всегда ли мы внимательны друг к другу“» размещена в разделах
Оборудование: магнитофон, высказывания о роли общения в жизни человека,, карточки с заданиями, правила «мозгового штурма».
Подготовительная работа:
- Подготовить карточки с заданиями для групп.
- Для каждой группы подготовить памятку «Правила «мозгового штурма».
Ход 1. Организационный момент.
2. Вступительное слово
Тема нашей встречи сегодня - это общение людей. Учиться жить среди людей, уметь общаться, также важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.
Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё больше.
Ф. Ларошфуко.
Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое.
А. Шопенгауэр.
Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый в других.
Китайская пословица.
Вопрос: О чём эти высказывания? (Дети обсуждают вопрос и высказываются).
Главная мысль этих высказываний в том, что человек не может быть счастлив в обществе без полноценного общения с другими людьми. Цель нашего занятия выяснить, какова же роль общения в жизни каждого человека и сформулировать основные правила общения.
3. Какова роль общения в жизни каждого человека?
Робинзон Крузо, известный всем нам по книге Даниеля Дефо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения. Первым делом он научил говорить попугая, разговаривал сам с собой, читал Библию. Робинзон выжил.
28 лет он сражался с дикой природой и победил. Но не было дня, чтобы он не вглядывался в морскую даль. Робинзон мечтал увидеть на горизонте парус корабля, который вернет его в общество. Потому что человек вне общества утрачивает главное - радость общения с другими людьми. Наверное, у каждого человека бывают такие моменты, когда ему хочется побыть одному, но никто не захочет продлить это одиночество на всю жизнь.
Ведь даже когда человек уходит в монастырь, то он покидает этот суетный мир, чтобы общаться только с теми, кто во многом похож на него.
В сибирской тайге долгие годы жила семья Лыковых. Они ушли от людей, не желая жить по существующим в обществе законам. Конечно, положение Лыковых отличалось от положения Робинзона. Тайга - не океан. К тому же они прихватили много полезных вещей, прежде всего орудия труда и охоты. Они пользовались церковными книгами. Со временем все Лыковы умерли, осталась одна из дочерей - Агафья, которая упорно не хочет возвращаться к людям.
Когда Лыковы были обнаружены в тайге, выяснилось, что у них произошли серьёзные психические изменения сознания.
1. Как вы считаете, почему сознание Лыковых серьёзно отличалось от сознания других людей?
2. Как вы думаете, были ли Лыковы счастливы?
3. Почему некоторые люди уходят в монастырь? (Обсуждение поставленных вопросов сначала в каждой группе, потом совместно в классе.)
Итак, мы снова возвращаемся к вопросу: Какова роль общения в жизни каждого человека?
4. Перед началом игры вспомните правила «мозгового штурма» (должны быть на столах у каждой группы) :
- высказывать как можно больше идей;
- не повторяться, называть только новые идеи;
- не оценивать идеи;
- разрабатывать проблему, расширять подходы.
«Мозговой штурм»
Роль общения (лучики) :
1. Через общение человек получает знания об окружающем мире.
2. Происходит передача опыта.
3. Благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения.
4. Происходит усвоение правил поведения
5. Нравственные качества человека формируются в общении.
6. Характер формируется в общении.
7. Общение способствует развитию интересов человека или, наоборот, может тормозить его.
8. Любой человек оценивает себя как бы глазами других людей. Чем разностороннее круг общения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о себе самом.
Вывод: Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом. Он ходит в магазин и ездит на транспорте. Человек бывает в музеях, театрах, кино. Он ходит к другим людям. Смотрит телевизор, слушает радио, читает газеты. Человек общается. Человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что он - существо общественное.
5. Как детям научиться лучше понимать друг друга
А для того чтобы научиться лучше понимать друг друга, я предлагаю вам игру, которая называется «Сиамские близнецы» Правую руку ребенка и левую руку друга мы связываем. И таким образом сообща необходимо нарисовать дерево. С одной стороны написать я, а с другой ты. Работать только связанными руками (звучит легкая музыка)
Итог: Большое значение в общении играет умение слушать. В чем всегда нуждаются люди? Прежде всего, в поддержке и признании. Поэтому важно уметь слушать внимательно, не перебивая. Разговор следует вести в круге интересов собеседника, предоставляя собеседнику возможность высказаться, побуждая его к этому вопросами.