Вера Куликова
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха: прозрачный, невидимый, не имеет формы, но есть вес, воздух находится везде вокруг нас и даже в предметах неживой природы.
2. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах
3. Развивать целостное восприятие, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
4. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
Оборудование: Стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, веера, воздушные шары, свистулька, бабочки из бумаги, резиновые игрушки, резиновые перчатки, весы с шариками.
Ход занятия:
Дети стоят полукругом. Воспитатель обращает внимание детей на гостей, дети здороваются. В это время в группу влетает воздушный шар, к которому привязано письмо.
- Ребята, что это такое? Это письмо без обратного адреса. «Ребятам старшей группы детского сада «Мотылек». Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Я – магистр естественных наук. Слышал, что вы много знаете и умеете. Злой волшебник запер в волшебной коробке мои сокровища. Коробка откроется только тогда, когда вы разгадаете секреты, ответите на все мои вопросы. Торопитесь, у вас мало времени. Если успеете, сокровища будут ваши. Удачи вам! Для начала отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь,
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
- Разгадали? Ну, тогда вот вам 1-й вопрос:
-Докажите, что вокруг нас воздух и мы не можем жить без него (Ответы детей).
- Ребята, кто-нибудь из вас видел воздух? Посмотрите вокруг: налево, направо, вверх и вниз. Вы видите воздух? Чем же мы тогда дышим? (Вдох-выдох). И как же мы докажем, что воздух есть?
(На столе предметы: бумажные бабочки на ниточках, веера, полиэтиленовые пакеты).
- Посмотрите на эти предметы и скажите, а можно ли поймать воздух?
Дети:
- Взять пакет и попробовать поймать воздух.
- Держать за ниточки бабочек и подуть на них. Воздух их колышет.
- Помахать веером около лица. Движение воздуха создает легкий ветерок.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! А сейчас пройдите и займите свои места в нашей лаборатории. Мы сегодня с вами будем исследователями воздуха. Для начала проведем опыт: «Мы дышим воздухом». А убедиться нам поможет следующее: возьмите стакан с водой и трубочку. Вдыхаем через нос, а выдыхаем через трубочку в воду. Что вы видите? (Пузырьки). Что это значит? (Мы дышим воздухом).
Таким образом, подвести детей к выводу о том, что вокруг нас действительно есть воздух. Он прозрачный, невидимый, и мы не можем жить без воздуха.
-Слушайте следующее задание:
-Имеет ли воздух форму? (Ответы детей).
-Для этого возьмите те, кто сидит слева резиновую перчатку, а кто справа – воздушный шарик. Попробуйте надуть. Что вы видите? Что вы видите? Что можно сказать об этом? (Ответы детей).
-А теперь посмотрите сюда. Я возьму таз с водой, пустой стакан, наклею на его дно салфетку и, перевернув его, опущу стакан в таз с водой. Посмотрите, что получилось?
Дети:
-После погружения в воду салфетка в стакане осталась сухой. Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, она намочить салфетку не может, и, значит, в стакане есть воздух. А это, значит, воздух не имеет формы.
Воспитатель:
-Следующее задание:
-Есть ли воздух в предметах неживой природы? Для этого возьмите камушек и опустите его в стакан с водой. А еще возьмите в руки губку и опустите ее в воду. Что вы увидели?
Дети:
-Пузырьки. Это доказывает, что и в камнях, и в губке, т. е. в неживой природе есть воздух.
Воспитатель:
-Поздравляю вас с открытием! Молодцы, ребята. Вы доказали, что воздух находится вокруг нас. А сейчас давайте немного отдохнем.
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты. (руки вверх, наклоны)
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы. (руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг. (ходьба)
Вот закончилась игра,
Заниматься нам пора. (садятся)
Воспитатель:
- Приступаем к следующему заданию.
- Можно ли услышать воздух? (Ответы детей)
- На самом деле, звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха. Это называется колебание. При помощи чего можно услышать воз-дух? (ответы детей).
- У меня есть свистулька. Через нее можно пустить быструю струю воздуха. Вот, послушайте. А теперь возьмите в руки резиновые игрушки и попробуйте получить звук. Что можно сказать об этом?
Дети:
-Таким образом, мы можем услышать воздух.
Воспитатель:
И еще один вопрос ученого:
-Имеет ли воздух вес? Как это проверить? (Ответы детей)
-А мы сейчас проверим. Возьмем 2 надутых воздушных шарика, привязанных к вот таким интересным весам. Что вы видите? (Шарики висят на одном уровне, расположены ровно).
- Теперь я иголочкой протыкаю один шарик. Что произошло? (Шарик с воздухом перевесил). Отсюда, какой вывод можно сделать? (Воздух имеет вес).
Итог занятия:
- А теперь, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что делали? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
- Ребята, вы отлично справились с заданием. Давайте послушаем, что же нам скажет Магистр.
Звучит аудиозапись:
«Дорогие ребята! Я рад за вас. Вы - большие молодцы! Вы все справились с моими заданиями, раскрыли все секреты воздуха. И за это я награждаю вас своими сокровищами. Для того, чтобы коробка открылась, нужно сказать волшебные слова: «Рабле - крабле, бум!» До свидание, ребята!»
Дети открывают коробку и находят в ней книгу про опыты и эксперименты, воздушные шарики каждому ребенку.