Ольга Акулина
Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи «Путешествие по временам года» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о временах года.
Задачи:
-образовательные: закрепить представление детей о характерных особенностях разных времён года; учить соотносить каждое время года с определённым цветом; обогащать словарь на основе представлений об окружающем; закрепить умение описывать предмет по его основным признакам, классифицировать предметы по общему признаку; упражнять подбирать к существительным несколько прилагательных; закрепить умение самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения.
Темочки:
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-развивающие : развивать познавательные интересы, логическое мышление, воображение, любознательность, монологическую речь.
-воспитательные: воспитывать у детей любовь к природе, родному краю, умение работать в команде.
Предварительная работа: Заучивание стихов, загадок о временах года, чтение художественных произведений о временах года, дидактические игры «Какое время года», «найди лишнее», беседы о признаках времен года, подбор методического материала, составление презентации «Времена года».
Материал и оборудование: макеты деревьев по всем временам года, макет птичьего гнезда с яйцами, колпачок для игры «Зверь, птица, насекомое», «волшебный мешочек», муляжи фруктов и овощей, набор лепестков белого, зелёного, красного и жёлтого цвета, яблоки для угощения, картинки по временам года для игры «Найди нужный предмет», маска медведя для игры «Медведь»
Ход НОД:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - Солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера.
Дети занимают свои места (на стульчиках, стоящих полукругом)
Воспитатель: Ребята, всем вам я тоже желаю, чтобы ваш день сегодня был интересным, радостным и добрым.
Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Я вас приглашаю в путешествие по разным времена года и предлагаю вспомнить, что мы о них знаем. А природа наградит нас чудесными дарами. Но сначала нужно ответить на вопросы.
1. Сколько месяцев в году?
2. Самое жаркое время года?
3. Назовите снежное время года?
4. Когда в реках вода замерзает?
5. Когда с деревьев листья облетают?
6. Когда возвращаются птицы с юга?
7. Сколько дней в неделе?
И так в путь. (стук в дверь, входит Незнайка)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Меня к вам прислал Старик-Годовик, он передал вам волшебный цветок. Я так торопился, так бежал, упал, и цветок разлетелся по лепесткам. Чтобы собрать цветок нужно знать времена года, а я не знаю. Помогите мне, пожалуйста, собрать цветок. Я не хочу огорчать Старика-Годовика.
В: Ребята, поможем Незнайке? Проходи, Незнайка. Ты вовремя пришёл к нам. Мы отправляемся в путешествие по временам года, и тебя приглашаем с собой. Во время путешествия ты и узнаешь о временах года. Постараемся собрать волшебный цветок.
Четыре сестрицы на свете живут
И всех их по разному зовут
У каждой из них разноцветное платье.
Попробуйте этих сестриц отгадайте! (выходит девочка в костюме Зимы)
Зима: Дел у меня не мало:
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю,
Льдом реки покрываю.
Белю поля, дома,
Зовут меня (зима).
Как вы догадались, что к зиме в гости попали? (ответы детей)
Какая зима в нашем краю?
Сколько месяцев у зимы?
Как называются?
Какого цвета зима?
Начинаем собирать волшебный цветок, к середине прикрепляем три белых лепестка.
Пальчиковая гимнастика «Падал снег на порог».
Полно беленький снежок,
На такой земле лежать.
Время таять, пропадать,
Ручейками убегать (выходит девочка в костюме Весны).
Весна: Я раскрываю почки
В зелёные листочки
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня (весна).
Воспитатель: Что происходит в природе с приходом весны? (ответы детей)
Сколько месяцев у весны?
Как они называются?
Какого цвета весна?
Лепестки какого цвета прикрепим? (продолжаем собирать цветок)
Подвижная игра «Веснянка».
Почему игра так называется?
Я вас приглашаю в лес. Представьте себе, что вы гуляете в лесу. Идём, смотрим по сторонам, слушаем птиц. И, вдруг, вы увидели птичье гнездо. Как вы поступите? (ответы детей)
Вы должны сразу отойти от гнезда, птица боится человека и не прилетит к гнезду до тех пор, пока человек не уйдёт. Никогда не берите яйца в руки, птицы могут вообще не вернуться в гнездо.
Наше путешествие продолжается. Как вы думаете в какое время года мы попадём после весны? (ответы детей; выходит девочка в костюме Лета)
Лето: Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь! – приглашаю».
И любите за это
Вы все меня, я (лето).
Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, какое лето в нашем краю? (ответы детей)
Продолжаем собирать цветок, прикрепляем три красных лепестка.
Приглашает нас лето погулять, на лужайке поиграть.
Игра «Зверь, птица, насекомое»
Прошло лето, а за ним наступила… (входит девочка в костюме Осени)
Осень: Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь ёлочек и сосен, я … (осень)
Дети рассказывают про осень. Прикрепляют три жёлтых лепестка.
Игра «Найди нужный предмет»
Воспитатель: прислала вам осень свои дары – спелые плоды.
Игра «Волшебный мешочек»
Итог занятия : Подвести детей к тому, что цветок, который собрали – это модель года.
Приложение
Подвижная игра «Веснянка»
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей (бегут по кругу,
Прилетели сто грачей («летят» по кругу,
А сугробы тают, тают (медленно приседают,
А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках).
Пальчиковая гимнастика «Падал снег на порог»
Падал снег на порог (медленно опускают ладони,
Кот слепил себе пирог (прижимая ладонь к ладони, лепят пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк (ладонью совершают волнообразные движения).
Пирожки себе пеки
Не из снега – из муки (показывают, как пекут пирог).
Игра «Зверь, птица, насекомое»
Дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят: «Мы по лугу шли, колпачок нашли. «Зверь, птица, насекомое?» В это время воспитатель надевает на одного из детей большой колпак и даёт ему в руки палочку. 1,2,3! Ребёнок в колпачке крутится, останавливается, указывает палочкой на кого-нибудь из детей, произносит, например, «зверь». Ребёнок берёт палочку и называет любого зверя.