Сычева Евдокия Ивановна
Конспект занятия по познавательному развитию «Секреты красавицы березы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Секреты красавицы березы»
Цель: Закреплять и уточнять знания детей о природе родного края, углублять знания о его богатствах. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к родному краю, чувства гордости, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Образовательные области:
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
• Выяснить вместе с детьми о своеобразии и неповторимости живого объекта – березы;
• Дать представление о коре березы, ее строении и функции;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Секреты красавицы березы“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
• Познакомить детей со средой «обитания» берез, с факторами, влияющими на рост и развитие березы.
2. Развивающие задачи:
• Развивать познавательную активность детей, навыки самостоятельной исследовательской деятельности: умение анализировать, делать предположения и выводы;
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение.
3. Воспитательные задачи:
• Воспитывать любовь к родному краю, к природе;
• Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
• Способствовать развитию духовности у детей.
Оборудование:
- Презентация «Береза»;
- Раздаточный материал: кусочки коры, взятые с сухого дерева, лупы, простые карандаши, дневник наблюдений, альбомный лист, акварельные краски, кисточки;
- Демонстрационный материал: предметные картинки деревьев, картины русских художников: («Лужайки весной» А. Сислея, мастеров русского пейзажа: И. Шишкина, И. Левитана и А. Куинджи).
Предварительная работа:
1. Экскурсия в парк;
2. Чтение стихотворений русских поэтов о березе (С. Есенин «Береза», В. Рождественский «Береза»).
3. Рассматривание картин русских художников (Саврасов, Левитан, Шишкин).
Дети стоят полукругом, перед ними «картинная галерея» русских художников.
Педагог предлагает детям прослушать чтение отрывка из стихотворения Н. Рубцова «Березы»
…Русь моя, люблю твои березы,
С первых лет я с ними жил и рос.
Поэтому и набегаю слезы
На глаза, отвыкшие от слез…
Дети, почему березу так любит русских народ? О ней поют песни, сочиняют стихи. (Ответы детей)
Педагог:
Березу ценили издавна. На Руси называли ее деревом четырех угодий: первое – больным на здоровье, вторым – людям колодец, третье – от тьмы свет, а четвертым – дряхлое пеленанье. Париться в бане березовым веничком, готовить лекарство из почек и листьев – больным на здоровье; утолять жажду березовым соком – людям колодец; освещать жилище лучиной, печь топить звонкими березовыми дровами – от тьмы свет; связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки, туеса, корзинки – дряхлым пеленанье.
То есть береза широко использовалась для лечения, давала крестьянам тепло (дрова, свет (березовая лучина, из нее делали предметы домашнего обихода.
А еще березу любят за ее красоту и неповторимость.
Дидактическая игра «Назови ласково березу» (березонька, белоствольная, кудрявая).
Предложить детям завести хоровод «Во поле берез стояла…».
Педагог: Сегодня на нашем занятии мы попытаемся познать тайны и секреты березы.
Дидактическая игра «Определи дерево по силуэту».
Педагог предлагает детям определить дерево по силуэтам: дуб, каштан, липа, клен, осина, тополь, береза.
- По какому признаку вы определили березу? (ответы детей)
- Какие еще части есть у березы? (корень, ствол, ветви, семена – сережки).
Предложить детям пройти в лабораторию. Рассматривание коры березы.
Оборудование: кора березы (взятая с сухого дерева, лупа на каждого ребенка, простые карандаши, дневник наблюдений.
Педагог: «Дети, как вы думаете, почему ствол у березы белый? (предположения детей). Какую роль играет белый цвет в жизни дерева? (ответы детей)».
Дети рассматривают кору березы: трогают руками, прощупывают, отделяют наружную и внутреннюю часть коры.
Педагог по мере ознакомления детей с корой задает вопросы:
- Какого цвета наружная кора? Что есть на ней? Какую роль береста играет в жизни дерева?
(Обобщить ответы детей).
Наружная часть коры называется береста: белого цвета с горизонтальными черточками – чечевичками, прочная, непромокаемая, неподдающаяся гниению. Она защищает дерево от ветра, солнца, мороза, не дает вытекать соку.
Далее педагог предлагает рассмотреть внутреннюю часть коры.
Задает вопросы по описанию внутренней части коры.
(Обобщить ответы детей).
Внутренняя часть коры гладкая на ощупь, желтого или коричневого цвета и называется - лыко.
Сообщение ребенка «Это интересно» (заранее подготовленное)
«Раньше в старину из березовой коры (ее внутренней части лыко) плели лапти. Их называли берестянки. (Ребенок показывает лапти и называет их части).
Лапоть имел носок – «личико», пяточная часть – «пятка», а середина лаптя «плетень».
Плести лапти начинали с раннего детства (мальчики). Это была легкая работа. Даже были русские поговорки: «Дом вести – не лапти плести».
Педагог: «Как вы понимаете эту поговорку?» (ответы детей, дать возможность примерить лапоть).
Физкультминутка:
«Плеши смелей,
Не жалей лаптей!
Сходим лыко надерем,
Лапти новые сплетем!»
Педагог: Но не только из бересты делали лапти, она еще являлась прекрасным материалом для поделок, шкатулок, украшений. (Рассматривание поделок из бересты).
Просмотр презентации «Березы Белгородчины».
Беседа по содержанию.
Педагог: Где можно встретить березы? (на открытом пространстве - в лесу, на полях, возле домов, водоемов, т. е. там, где много света).
Педагог: Березы любят открытое пространство, это светолюбивое растение. Как они растут? (по одиночке, группами – это березовые рощи).
Заключительная часть
Рисунки детей «Настроение березы».
Педагог: Дети, береза живое «существо»? А бывает ли у березы разное настроение? Если да, то при помощи карандашей, кисточки и красок передайте это настроение.
Рассматривание рисунков детей.