Ирина Беляева
Конспект НОД по познавательному развитию «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: НЕОБЫКНОВЕННЫЕ СЕКРЕТЫ ОБЫКНОВЕНОЙ БУМАГИ
Цель: расширение представлений детей о бумаги, ее свойствах, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания
Программные задачи:
Образовательные:
• развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги“» размещена в разделах
• познакомить детей со способом производства бумаги
• Формировать представления дошкольников о свойствах бумаги на основе проведения опытов.
• Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований, опираясь на схемы.
• Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни.
Развивающие :
• развивать координацию движений, мелкую моторику руки
• развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
• формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
• поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.
• обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни.
• продолжать развивать у детей речь, словесно-логическое мышление, внимание, воображение.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность
• воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей
Интеграция образовательных областей:
• познавательное развитие
• речевое развитие
• социально-коммуникативное
• физическое развитие
Развивающая предметно-пространственная среда образовательной деятельности:
• Полоски альбомной бумаги, картон, салфетки, одноразовые тарелочки (по количеству детей)
• Ножницы (на каждого ребенка, фартуки на каждого ребенка
• Емкости с водой на каждого ребенка, гуашь (для окрашивания воды, растительное масло, ватные палочки.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель. Посмотрите, ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети.
Добрый день и добрый час!
Очень рады видеть вас!
Психогимнастика
Воспитатель: Дети, смотрите, у меня в руках маленькое бумажное сердечко. Оно символизирует сердце человека, в котором есть тепло, любовь, дружба. Поэтому мы будем осторожно передавать его по кругу, называя друг друга ласковым именем и даря при этом улыбку, вот так: «Добрый день, Аня» (Передать игрушку и улыбнуться).
Вот сердце вернулось ко мне, а каждый из нас получил хорошее настроение и искреннюю улыбку.
Воспитатель: Кто знает из чего сделано сердечко?
Дети: Из бумаги.
Предлагаю вам сегодня отправиться в бумажную страну
Воспитатель: А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги?
Дети называют предметы из бумаги.
Воспитатель: Ой, ребята у нас закончилась бумага для рисования! Почему так случилось.
Дети: Много рисовали, вырезали и т. д.
Воспитатель: А где нам взять бумагу? А в магазин как она попала?
Воспитатель: Представьте ребята, для того чтобы у нас с вами была бумага, трудится очень много людей.
Воспитатель: Давайте вспомним, из чего делают бумагу
Дети: Деревья сначала рубят лесорубы, отправляют на фабрику для обработки. Там срубленные деревья делят на части, затем на щепки, варят в специальном растворе, отжимают, утюжат большим валиком, сушат, гладят и только после этого получается бумага. Это очень тяжелый труд, поэтому мы должны аккуратно относиться к изделиям из бумаги.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
- Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.
Бумажная книга Бумажный стул
Бумажный кораблик Бумажное полотенце
Бумажная обувь Бумажное пальто
Бумажная газета Бумажная тетрадь
Бумажный зонт
Воспитатель: можем ли мы взять с собой бумажный зонт в дождливую погоду.
Дети: нет, так как зонт промокнет
Воспитатель: Бумага удивительный материал, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом, письмом, книгой, упаковкой.
Воспитатель: Разные виды бумаги окружают нас всюду. Она имеет разные свойства. Давайте сегодня мы с вами побудем в роли ученых и узнаем еще много интересного о бумаге.
Ученые записывают результаты наблюдений, мы с вами тоже будем это делать (показать детям, как заполнять таблицы)
Основная часть
Проведение опытов с бумагой
Опыт 1 «Бумага режется» (схема «ножницы») Предложить детям узнать режется бумага или нет. Три вида бумаги : салфетки, картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины
Опыт 2 «Бумага намокает и окрашивается» (схема «капля воды и краски»).
Воду окрасить (добавить гуашь) Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги, картон. Что произошло?
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.
Бумага окрасилась.
Опыт 3. «Бумага впитывает масло» (схема растительное масло).
Намочить ватку в масле и оставить ею след на бумаге. Что произошло?
Бумага стала прозрачной, через нее виден пальчик.
Вывод: масло пропитывает бумагу, она становится прозрачной.
Опыт 4 «Бумага мнется» (схема «мятая бумага»)
Смять сначала бумагу, потом картон.
Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется
Физминутка
Мы бумагу рвали, рвали.
Мы бумагу мяли, мяли,
Так, что пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
И опять играть начнем.
(Собрать мятую бумагу)
Опыт 5. Память- А сейчас я вам открою тайну. Бумага имеет «память». Для того, чтобы это проверить, возьмем узкую полоску бумаги и сделаем из нее спираль. (Воспитатель показывает детям, как при помощи счетной палочки скрутить спираль из узкой полоски бумаги).
- Молодцы, замечательные получились у вас спирали. Вот мы и определили, что бумага имеет «память». Как мы ее скручивали, так она и выглядит.
- И этого следует новое свойство бумаги. Бумага. (Скручивается).
Воспитатель. Что ж, ребята, работу в нашей лаборатории мы завершили, так что давай те вернёмся в группу, мятую бумагу мы возьмем с собой, а для чего я вам потом расскажу. Снимайте свои фартушки, аккуратно вешайте их на спинки стульчиков и проходите на свои места. Дети проходят на ковёр.
Воспитатель. А теперь, ребята, посмотрите в свои таблицы и скажите: одинаковые или разные свойства имеют салфетка, писчая бумага и картон?
Дети. Одинаковые!
Воспитатель. Ну и какой же вывод мы сделаем?
Дети. Что всё это – бумага.
Воспитатель: А как вы думаете, для чего бумагу сделали такой разной: салфетка тонкая и мягкая, а картон – плотный?
Дети. Потому что у них разное назначение: салфетки служат для гигиены, писчая бумага – для аппликаций, письма и рисования, картон – для более прочных изделий.
Воспитатель: А скажите мне ребята, какими изделиями из бумаги мы пользуемся в повседневной жизни.
Ответы детей: книги, раскраски, альбом, салфетки и др.
Воспитатель: Вот видите, как много предметов из бумаги нас окружает, и мы должны бережно относиться к ним, не рвать книги, аккуратно рисовать на листе бумаги, не тратить зря салфетки.
Воспитатель: Ребята мы с вами знаем, что бумагу делают из деревьев. Сколько же деревьев надо спилить, чтобы сделать бумагу для всей нашей страны.
Решение проблемной ситуации: «Что будет, если с земли исчезнут деревья?»
Варианты ответов детей.
Воспитатель: Правильно ребята деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства. А ещё люди наблюдая за деревьями научились узнавать погоду, например, хвойные деревья опускают свои ветви вниз перед дождем и поднимают вверх перед ясной погодой. И если исчезнут деревья то, погибнет всё вокруг. И для того что бы сохранять деревья люди научились делать бумагу из «макулатуры» - это использованная, не нужная бумага.
IV. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, а что можно сделать с той бумагой, которая у нас осталась скомканная? Можно выбросить, но это не понравиться нашим гостям. А давайте дорисуем нашу осеннюю картину. Здесь нет на деревьях чего? Листьев. Осенью листья не только на деревьях, но и на земле лежат. Какой комочек оставит выразительный след? Промокните комочки в краску и дорисуйте картину. – Дети набирают разные по цвету краски и оставляют отпечатки на картине, можно нарисовать листья, облака, землю, покрытую листвой.
Работа с ватманом:
Если вам было легко справиться с заданием, то нарисуйте красные листочки;
Если вам было трудно справиться с заданием, то желтые.
Пояснительная записка
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в мою практику работы с детьми.
Непосредственная образовательная деятельность на тему «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги» была проведена в
старшей группе.
Цель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания
При написании конспекта я, прежде всего, учитывала особенности развития детей старшего дошкольного возраста, индивидуальные способности каждого ребенка, поэтому в начале занятия попыталась установить благоприятный психологический настрой у всех участников. Была проведена психогимнастика. В начале занятия использовала технологию проблемного обучения, позволяющую вызвать у детей заинтересованность ( поставлена проблема: «Куда исчезла бумага, не начем рисовать», таким образом дети были включены в деятельность.
Смена вида деятельности на следующем этапе использование опытно-эксперементальной технологии, а именно опыты с бумагой позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким- то одним видом деятельности. Дети динамично переключались от одной деятельности к другой, для решения проблемной ситуации. В процессе закрепления опытов о бумаге, мною была предложена схема "Свойства Бумаги". Максимально учитывала интересы и способности детей, меняла задания. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.
В образовательную деятельность была включена здоровьесберегающая технология (физминутка, которая способствовала сохранению и укреплению здоровья детей. Наряду с познавательным развитием решалась задача в интеграции по социально-коммуникативному развитию, ребята пытались выслушивать друг друга, не перебивать, доброжелательно относились друг к другу.
На основании проведённой работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности. Использование метода - детское экспериментирование является эффективным и необходимым для развития у дошкольников познавательной активности, увеличения объёма знаний, умений и навыков.
Могут экспериментировать, ставить задачи, делать выводы, создавать проекты.
СВОЙСТВА БУМАГИ
Вид бумаги
свойства