Елена Рекункова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Какие секреты у лимона»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Какие секреты у лимона»
.[/b]
Цель: - развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование;
- расширение знаний о растении и фрукте «лимон»;
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Какие секреты у лимона“» размещена в разделах
- обогатить знания детей о лимоне, расширить представления о регионах произрастания, способах выращивания.
- побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни: помня о полезности лимона, употреблять его в пищу.
- формировать умение получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путем;
Развивающие задачи :
- развивать речь, умение высказывать и аргументировать свои суждения. Создать атмосферу эмоционального комфорта, повысить настрой детей;
- развитие мышления, внимания, памяти.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее;
-воспитывать навыки сотрудничества;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Интеграция образовательных областей ФГОС: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Труд».
Материал и оборудование:
Колокольчики, мешочек с лимоном, блюдца с семечками лимона, чашки с водой, стаканчики, ложечки, лимонная кислота, сода пищевая, карточки с элементами строения лимонного дерева, стаканчики с землёй, фартуки и шапочки для лаборатории, ноутбук, интерактивная доска.
Ход:
Воспитатель: - Доброе утро, ребята! Мне хочется познакомиться с вами поближе. Я приглашаю вас к столу с колокольчиками.
Воспитатель: : - Колокольчик зазвенит у того, кто любит рисовать. (дети звонят колокольчиками)
- Колокольчик зазвенит у того, кто любит спать днём.
- Колокольчик зазвенит у того, кто ломает игрушки.
- Колокольчик зазвенит у того, у кого есть интересное увлечение –хобби.
А теперь колокольчик зазвенит у меня Я очень люблю выращивать комнатные растения, любоваться ими, узнавать что-то новое о них. А вы любите узнавать что-то новое?
ДЕТИ : Да
Слайд Совы
Воспитатель:. :Ребята, обратите внимание на доску. Что она держит в руке? Книга называется: «Хочу всё знать».
Значит Сова какая? Умная, учёная, мудрая. А стать ученым можно? А как? А мы с вами можем стать учеными.
Сегодня Мудрая Сова предлагает узнать секреты одного растения и передала нам его семена. Можно предположить, что это за растение?
Сова оставила нам подсказку, для этого нужно подойти к столу. Все что находится на столе имеет что то общее. Кто-то догадался, что это за растение? (На блюдцах кожура лимона, веточка лимонной мяты, цукаты, стаканчики с лимонным соком, а блюдце с лимоном, порезанным прикрыто салфеткой). Открыть салфетку и попробовать по кусочку.
Секреты какого растения мы будем сегодня открывать?
Воспитатель: : Ребята, а лимон это что? А где растут лимоны?
Слайд лимонные сады (музыка)
Растут лимоны на небольших, высотой 3—7 м вечнозеленых деревьях семейства цитрусовых с колючими ветками. Цветки лимона — ярко-белые. Возраст деревьев может достигать 45 лет. Родина лимона Индия.
А в нашей местности растут лимоны?
ДЕТИ: Могут расти только как комнатное растение.
Слайд Лимон в горшке
Воспитатель: - Становитесь в круг удобно. У меня в руках лимон. Чтобы узнать секреты лимона, Сова предлагает ответить на вопрос: лимон какой? Ваш ответ должен начинаться со слова ЛИМОН. Оля лимон какой? Света лимон какой? (передают лимон по кругу и называют определения)
ДЕТИ: лимон круглый, желтый, сочный, шероховатый, кислый, красивый, ароматный, солнечный, теплый
А теперь мы будем передавать лимон по кругу друг другу и скажем, на что похож лимон. Я думаю, что лимон похож на Губку Боба из мультфильма, он такой же жёлтый и с пупырышками.
Игра «На что похож?» Дети: лимон похож на колобка, на солнышко, на мячик, на луну, на апельсин.
Воспитатель: Как много интересных слов вы назвали об этом фрукте.
Ребята, давайте поговорим о пользе лимона. Как вы думаете чем полезен лимон (Ответы детей)А что из лимона можно сделать?
Мудрая Сова приготовила для нас задание
Картинка на экране как то связана с лимоном.
1. скорпион, Египет
В Египте, где жители деревень часто подвергаются ужаливанию скорпионов, лимон режут пополам, одну половину кладут на ужаленное место, а другую сосут, и все проходит.
2 горло человека
Сок лимона, разведенный в воде, полезен для полоскания при ангине, для лечения простудных заболеваний.
3 человек вытирает пот
Лимонный сок назначается при лихорадке для утоления жажды и улучшения общего состояния. Он используется при недостатке в организме витаминов С и Р
4 маска на лице
И даже применяется для красоты. Например, сделать маску для волос, лица.
5 торт печенье
. Сушеные корки (цедру) кладут в кондитерские изделия.
6. цукаты
А если корки апельсина или лимона сварить, посыпать сахаром и высушить, то получится замечательное лакомство - цукаты.
7 рыба
Раньше холодильников не было - свежую рыбу, мясо хранили в соке лимона, и они долгое время сохраняли свои вкусовые качества (в тех странах, где эти фрукты произрастали.)
Но это еще не все секреты лимона. Ведь мы сегодня с вами настоящие учёные, а ученые делают свои открытия где?
ДЕТИ В лаборатории.
Слайд Лаборатория
В лаборатории ученые одевают специальную одежду и мы с вами пройдём в нашу лабораторию оденем фартуки и шапочки.
Опыт 1.
. Воспитатель:Проведем эксперимент. Для этого нам понадобятся емкость с водой и лимоны каждому. Опускайте лимоны в емкость с водой. Что произошло? (лимоны плавают) ДЕТИ
А теперь я опущу в воду свой лимон. Что с ним произошло? (он утонул) Как вы думаете почему?В чем же секрет? (секрет в кожуре).
Воспитатель: : - Рассмотрим лимон по-внимательнее. Что вы видите? (в кожуре ямочки) Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву. С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру лимона? (спасательный жилет, круг) Да, внутри спасательных средств есть воздух, который не дает им утонуть.
Воспитатель: : - Какой интересный секрет лимона мы узнали?
Опыт 2.
Воспитатель: - А сейчас мы сделаем опыт который похож на фокус (показываю и комментирую)А сейчас я волшебными словами заставлю кипеть эту водичку. Верите?
(беру чайною ложку пищевой соды и произношу «магические» слова.)
Хотите, вас научу делать такой фокус, дома родителей удивите. Возьмите себе по стакану воды. Насыпьте в свои стаканы по ложечке лимонной кислоты (которую делают из лимона) и размешайте. Что получается? (кислая вода)Вытрите ложки о салфетки.
-В каждом доме есть такой чудесный порошок –пищевая сода. Возьмите по ложечке соды (на столе блюдечко с содой, произносим «магические» слова
Что происходит? (идут пузырьки, как при кипении) Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте посуду с водой. (она холодная)
-А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?ДЕТИ.
Вывод: при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.
Воспитатель:Ученые недавно выяснили, что лимонный аромат улучшает настроение. Поэтому я приглашаю вас на танец.
Музыкальная физминутка «Лимонадный дождик»
Опыт 3.
Воспитатель:- Чувствуете, какое настроение стало прекрасное!
Воспитатель:- Мы с вами еще не все секреты лимона открыли.
Сегодня мы в нашей лаборатории сами приготовим лимонад. Для этого нам понадобятся ваши лимоны, вода и сахар. Перед тем как мы начнем готовить лимонад, нам надо взять влажную салфетку и протереть руки. Разрежем лимоны пополам. Возьмите свои половинки лимонов и выжимайте сок на соковыжималке, выльем сок в графин, насыпаем сахар, добавляем кипяченую воду и перемешиваем. Кто готов попробовать? Пробуем.
Опыт 4 «Вырастим лимон»
Воспитатель: А хотите сами вырастить лимонные деревья?
ДЕТИ
Воспитатель: : Перед вами горшки с почвой. Они все совершенно одинаковые. А это хорошо, что горшочки одинаковые? А что плохого, что горшочки одинаковые? Чтобы не перепутать мы наклеим наклейки на горшочек.
ДЕТИ:
Давайте приступим к посадке лимона. Нам помогут палочки, красная отметка покажет, какой глубины ямку нужно сделать в почве. Берем лимонное семечко, кладем в ямку и засыпаем землей с помощью палочки. А чтобы растение росло крепким и здоровым ему необходимо?
ДЕТИ: Свет, вода, почва.
Воспитатель: : Ухаживать за лимонным деревом совсем не сложно. Мы с вами сейчас изготовим картинки-памятки. И в первом окошечке мы нарисуем картинку, которая будет нам напоминать, что лимонному дереву нужно много солнечного света. Что мы нарисуем?
ДЕТИ: солнышко.
Воспитатель: Лимонные деревья не переносят холодных ветров и сквозняков. Нарисуем ветер в виде волнистых линий и зачеркнем. Какой запрещенный цвет мы выберем?
ДЕТИ: Красный.
Воспитатель: : И последняя подсказка, лимонное дерево необходимо поливать понемногу. Каким символом мы можем изобразить полив?
ДЕТИ: Нарисуем капельку.
Воспитатель: : А капельку какого размера нарисуем?
ДЕТИ: Маленького.
Воспитатель: : И теперь нашу памятку поставим рядом с горшочками. Она будет вам напоминать, как нужно правильно ухаживать за лимонным деревом. Мы закончили с вами работу в лаборатории, горшочки можно оставить на столах.
Воспитатель: - Итак, юные ученые, мы с вами завершили работу в лаборатории.
Снимаем защитную одежду. На столе лежат лимончики.
Если вам понравилось наше занятие и вам было интересно то возьмите жёлтый лимончик и прикрепите его на макет дерева, а если не понравилось, было неинтересно, то зелёный лимончик. Что было интересно Вите? А Коле? А что новое сегодня узнала Света? А что Катя расскажет дома маме? Сегодня вы сделали много опытов и узнали много секретов про лимон
Воспитатель: Мне очень было приятно с вами работать.
Спасибо!