Елена Зюзина
Конспект занятия по природному миру «Одежда березы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить и обобщить знания детей о назначении коры деревьев. Познакомить с верхним слоем коры березы- берестой. Внешним видом, строением, назначением, применением. Поддерживать и развивать у детей стремление к исследовательской деятельности, желание находить самостоятельно ответы на возникшие вопросы. Способствовать эмоциональному восприятию живых существ- деревьев.
Активизация словаря: береста, слоистый.
Предварительная работа: заучивание стихотворения наизусть Алексея Шлыгина «Спилили березу».
Публикация «Конспект занятия по природному миру „Одежда березы“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Материал: лупы, микроскоп, «волшебная коробочка», в которой лежат карточки с приклеенными на них отдельно кусочками коры черемухи, тополя, осинки, ели, березы, небольшая банка стеклянная с водой, пробка из древесины.
Ход занятия.
В. Ребята, посмотрите какая у меня яркая коробочка, как вы думаете, что находится у меня в коробке? Игра «Отгадайка»
Д. - ответы
В. Так и быть открою свой секрет - у меня в коробочке»волшебной» лежит необыкновенная «одежда» деревьев.
Потрогайте руками и посмотрите и угадайте название дерева (дети по группам, получают карточку с определенными кусочками коры).
В – Кто из вас дети, догадался, почему я кору деревьев назвала необыкновенной одеждой?
В.- Почему?
Д.- ответы.
В. - Ребята, а кто из вас знает как называется верхний слой коры белоствольной березы?
Д. -Береста Д. -ответы. (оберегает от жгучего мороза, от полящих лучей солнца, защищает от всяких повреждений и от случайных ушибов.)
В. - Можно ли эту необыкновенную «одежду» деревьев сравнивать с одеждой человека?
Д. - ответы.
В. - Можно ли бересту назвать защитницей березы?
Д. - Да (береста это защитный покров дерева.)
В. -А сейчас я предлагаю вам ребята превратится в «ученых»: рассмотреть с помощью лупы бересту березы. На что похожа береста?
Д. - ответы.
В. - Да, ребята мне кажется береста березы напоминает тоненькую книжку со склеенными страницами. (Деи еще раз рассматривают кусочек бересты под лупой и микроскопом.)
В. - Ребята, что происходит с берестой?
Д. - слоится.
В. - А у нас, у людей, кожа слоится или нет?
Д. - Да.
В. - Давайте сравним верхний слой «кожи» березы-бересту- с кожей человека. Чем они похожи и чем отличаются?
Д. - ответы (и у человека живые клетки и коры живые растительные клетки.)
В. - Правильно дети, все живое состоит из клеток. Но только береста состоит из множество мертвых пустых клеток, крепко соединенных друг с другом.
А сейчас давайте еще проведем с вами один опыт, посмотрим что будет с кусочком бересты, если мы ее бросим в банку с водой. Она утонит или нет?
(затем в банку бросаю пробку из древесины)
Д. - Нет.
В. - Почему же береста, как пробка, не тонет?
Д. - Береста легкая, не пропускает воду, и вот поэтому рыбаки из берестяного слоя делают поплавки для неводов.
В. - Правильно. Также, народные умельцы используют бересту для изготовления художественных изделий: корзинок, шкатулок и даже картин.
В. - Ребята, а можно ли снимать бересту с растущих живых деревьев?
Д. - Нет.
В.- Правильно, это недопустимо, «Раздетая» береза вряд ли выживет. Дерево прекрасно, когда оно живое. Я хочу прочесть вам стихотворение Алексея Шлыгина «Спилили березу»
Стояла береза
Встречала рассвет,
Качала ветвями ….
И вот ее нет
И небо поблекло,
И вянет трава….
Спилили березу
Зачем? На дрова…
Стара - уже стала,
К тому же давно
Она затеняла
Листвою окно
Гляжу я в окошко
А мне – не светло
Сижу я у печки-
А мне не тепло.
В. - О чем это стихотворение?
Д- ответы.
В-Это стихотворение учит нас взрослых и детей, радоваться любому живому существу: букашке, ползущей по травинке, березке – «старушке», живущей на Земле, дождинке, сверкающей на лепестке тонконогого цветочка.
В. Давайте еще раз вспомним, что вы сегодня узнали на этом занятие?
Д. ответ
В. На этом наше занятие подошло к концу. Я надеюсь вы многое поняли и уяснили на этом занятии.