Светлана Осипова
Конспект познавательного занятия по экологии «Новая тайна чернобровой красавицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие-загадка в природе.
" Новая тайна чернобровой красавицы"
Программное содержание:
Дать детям знания о том, что живые клетки ствола берез дышат при помощи чечевичек-темных отдушин. Учить детей анализировать, воспринимать явление природы, делать выводы и умозаключения. Способствовать формированию у ребят позиции исследователя " тайн" живого мира. Вызвать эмоциональный отклик на новый познавательный материал.
Активизация словаря:
Чечевички, отдушины, чернобровая,
Материал:
Публикация «Конспект познавательного занятия по экологии „Новая тайна чернобровой красавицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Сумка" исследователя" природы, в которой находятся лупа, простые карандаши, блокноты для зарисовок " загадок" природы, магнитофон с записью голоса " березки.
Ход:
Воспитатель:
Угадайте, дети, к кому нас сегодня пригласили в гости?
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней.
В. Рождественский "Березка".
Дети ищут на участке детского сада березку, собираются возле нее, здороваются с ней, прижимая ладони к стволу, и произносят ласковые слова приветствия. Воспитатель тоже произносит: - Здравствуй, чернобровая".
Неожиданно для детей звучит запись с голосом "березки"
Я знаю, что любите, дети,
Вы тайны мои открывать.
Наверно, поэтому здесь все
Собрались сегодня опять.
Ну, что же, готовы вы слушать?
Вопрос мой не прост, а мудрен.
Мне хочется, милые дети,
Что б здесь он был вами решен,
Кто меня тут назвал чернобровой.
Какое красивое, нежное слово!
Откройте же тайну сегодня мою :
Почему чернобровой всю жизнь здесь стою?
Воспитатель предлагает детям повторить вопрос-тайну березки :" Почему ее называют чернобровой?"
Дети самостоятельно дают толкование слова " чернобровая", а затем невооруженным глазом и с помощью луп ищут так называемые черные "брови" березы.
Педагог предлагает проверить, у всех ли берёз на стволах есть поперечные полоски - " брови".
" Как вы думаете, дети, для чего нужны березе черные отметины?"
Если у детей есть ответы, что поперечные полоски -"брови" нужны березам для красоты, то воспитатель, поощряя их предположения говорит:
"На березках беленькие блузки,
Для красоты полоски поперек,
Словно парень ласковый, по-русски
Льнет к березке вешний ветерок.
Эти черные поперечные отметины на стволах березки называют очень ласковым словом - чечевички. Давайте произнесем это новое для нас слово вслух, и мы убедимся, что оно действительно, звучит нежно, ласково. А нежные и ласковые слова никогда не забываются.
Затем педагог предлагает детям назвать, с помощью чего человек (с помощью сказочного виноградного деревца, растущего внутри человека корнем вверх - легкими) и с помощью чего дышит настоящее дерево.
Вот сейчас, дети, я помогу открыть вам тайну нашей чернобровой красавицы. Вы правильно сказали, что деревья дышат еще при помощи. (показывает рукой на черные отметины) чечевичек. Чечевички состоят из рыхлой древесной ткани, между клетками которой имеются как бы окошечки- отверстия. Вот через них-то и проходит воздух, которым дышат березы. Но зимой деревья засыпают. Как вы думаете, что происходит с чечевичками? Правильно, дети, чечевички на зиму закрываются. Кто догадался, какие превращения с чечевичками произойдут весной? Кто их разбудит? (теплый солнечный лучик).
Воспитатель предлагает детям зарисовать в своих блокнотах – книгах -" Я ученый" открытую ими " тайну" березки. Дети, умеющие писать буквы, пишут слово" чечевички", а остальным воспитатель напишет в индивидуальных блокнотах.
Во время схематической зарисовки березы с чечевичками, педагог непринужденно уточняет у детей, почему березку называют чернобровой и для чего ей нужны черные поперечные отметины-чечевички.
Во время прощания детей с чернобровой красавицей березой, воспитатель включает магнитофон с записью "голоса" березы:
Я - береза пред вами с вопросом являлась,
И тайна моя вами долго решалась,
Но дружба, упорство, стремленье узнать
Позволило тайну мою разгадать.
И хоть для меня вы все тут невелички,
Дышу вместе с вами я воздухом чистым,
Пусть взгляд на природу будет лучистым.
Знакомый клубочек в ветвях поищите,
Друг другу приятное слово скажите.
Прощаюсь я с вами. Домой мне пора,
До следующей встречи, моя детвора!
Дети, найдя " клубочек дружбы", передают его друг другу, произнося приятные слова.