наталья новикова
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Камни — это интересно»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи: закрепит знания детей о творчестве уральского писателя П. П. Бажова; познакомить с природной кладовой-Уралом, познакомить детей с разнообразием камней в природе, дать первичные представления о свойствах камней, развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать чувство гордости за свою страну, интерес и бережное отношение к объектам неживой природы, к предметам, сделанным из них руками человека.
Темочки:
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: ноутбук, слайды, макет горы, глобус, физическая карта России, фотографии с изображением гор, слайды, коллекция камней, минералов, костюм Хозяйки Медной горы, шкатулка с самоцветами, с украшениями (броши, кольца, бусы, браслеты, стихи, загадки о камнях, изделия из поделочных камней; выставка книг сказов П. П. Бажова.
Предварительная работа: сбор коллекции камней, чтение сказов П. П. Бажова, выращивание кристаллов из соли, совместная работа с детьми: макет «Гора».
Ход занятия.
Дети входят в группу под музыку русской народной песни «Уж вы, горы, мои горы!» На стенах - фотографии гор, скал, вулканов, на столе - макет горы.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Тяжелый, большой – одному не поднять,
А может быть легким – в ладошке лежать.
Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети: Камень.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о камнях и узнаем много интересного про них. Где мы можем увидеть камни?
Дети: во дворе своего дома, на реке, на море, на участке детского сада, в лесу, на дороге.
Воспитатель: У меня в руках «Чудесный мешочек». Мешочек, мешочек, покружись, нашим деткам покажись! Нужно опустить в мешочек руку, нащупать там среди других предметов камень и описать его. Как узнали, что это камень? Какой камень? (твердый, гладкий, с круглыми, ровными краями) звучит аудиозапись «Шум моря».
Почему все камни разные, не похожи друг на друга? Откуда вообще берутся камни?
Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным — или в полосочку из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что найденный камешек состоит из разных минералов, на которых оставили свои следы естественные природные процессы.
То есть минералы - это кристаллы (или кристаллики, их можно пощупать, измерить, взвесить или хотя бы увидеть, пусть даже через лупу или в микроскоп
Воспитатель: А бывают съедобные минералы?
В серых скалах её вырубали,
Из морей и озёр добывали,
Чтоб потом положить по щепотке
В миски, плошки, горшки, сковородки
Рис и рыба, фасоль и салат
Сразу стали вкусней во сто крат! (соль)
Давайте через лупу посмотрим на соль. Видите кристалл? (рассматривают через лупу соль). Вот из подобных кристаллов состоят многие камни (минералы). Кстати, и соль тоже камень.
Соль не только растворена в морской воде. Она встречается и в горах в виде кристаллов. Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. Название происходит от греческого «галлос» — морская соль.
Воспитатель: А где больше всего камней?
Дети: В горах.
(Рассматривают фотографии на стене гор, скал, вулканов)
Хороши равнин просторы,
Но вдали синеют горы.
В путешествие зовут,
Красотой своей влекут.
Воспитатель: Да, горы состоят из камней, есть горы-скалы, на них ничего не растет. А есть горы очень старые - на них уже успел вырасти лес, а на очень высоких, достающих до небес, лежат снежные шапки.
Подойдите к глобусу, что мы видим на нем? (Моря, океаны, страны, горы) Покажите на нем горы. Каким цветом они обозначены? (Коричневым)
Воспитатель: А как вы думаете, нужны ли человеку камни? Как человек использует для своей жизни камень? Что бывает каменным?
(предположения детей)
При извержении вулканов на поверхности земли появляется гранит. Гранит – твердая горная порода.
Посмотрите через лупу на гранит. Видите, он состоит как бы из зернышек. Какой он на ощупь?
Дети: шершавый, твердый, неровный.
Воспитатель: попробуйте постучать одним кусочком гранита об другой - ничего не происходит, значит, гранит…
Дети: Прочный
Я очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Со мной красивы и заметны. (гранит)
Гранит – очень прочный, поэтому его широко используют в строительстве зданий, мостов, набережных, также используется для изготовления колонн, памятников, статуй. Невозможно представить Петербург без его гранитных набережных.
Но есть у гранита и соперник.
Я – гранита близкий друг
Меня увидишь ты вокруг.
Как только спустишься в метро,
Царство там везде мое. (мрамор)
Мрамор – тоже горная порода (показ). Найдите у себя мрамор и возьмите в руки. Что вы можете сказать об этом камне? Какой он?
Дети: Гладкий, блестящий, твердый, прочный, красивый.
Воспитатель: Мрамор очень прочный камень, бывает различного цвета: красный, серый, белый. В переводе с греческого означает «сияющий камень»
Из мрамора скульпторы высекают различные фигуры, строят памятники, которые украшают наш город. Мрамор применяется для строительства памятников, фонтанов, бассейнов, колонн, лестниц, каминов. Служит для украшения внутри и снаружи дома. Настоящее царство мрамора можно увидеть в метро - им украшены многие станции. Самым ценным является белый мрамор (показ его).
Ребята, горы всегда притягивали к себе людей своей величественной силой, своей необычайной красотой, своими богатствами. А как называют профессию людей, которые исследуют горы? (геологи).
Геологи изучают свойства камней, находят их месторождения, часто ездят в экспедиции со специальными инструментами и геологическим молотком, которым отбивают кусочки горы – камешки и изучают их в лабораториях.
Воспитатель: Ребята, горы есть в разных странах, но именно горы, расположенные в нашей стране знамениты на весь мир. Это Уральские горы (показ на карте). Они знамениты своими камнями – самоцветами.
Какой писатель описал в своих сказах богатства Уральской земли? (П. П. Бажов)
Все события сказов Бажова происходят в его родном крае в горах и лесах Урала. Дети: Павел Петрович Бажов.
-В каких сказах Бажов рассказал о камнях-самоцветах?
-«Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка».
«Она не только хранительница и хозяйка всех горных богатств, она знает секреты мастерства. Есть у неё чудесный сад, только растения в нём каменные. А ещё под землей у неё комнаты есть, стены в них разные, то всё зеленые, то жёлтые золотыми крапинками. Изукрашено так, что и сказать нельзя».
Дети: Это Хозяйка Медной горы! Звучит музыка, дети закрывают глаза, воспитатель перевоплощается в Хозяйку Медной горы.
Хозяйка: Кто меня здесь звал, вспоминал? Услышала я речь обо мне, о моих богатствах и решила вам их показать. Но сначала загадаю вам загадку, посмотрю, знаете ли вы сказы Павла Петровича Бажова.
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем – каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Муренка,
И смотрит на них из окошка. (Даренка)
Козел то особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет –
Камень дорогой появится.
Даренка все смотрит и удивляется…
Издалека - то его не разглядишь
И не разберешь, а близко к нему,
Как не старайся, не подойдёшь. (Серебряное копытце)
Сироткой рос мальчишечка:
Голубеньки глазенки,
Волосики кудрявеньки,
А сам, наверно, в маменьку.
У мастера Прокопьича
Малахитову делу обучался.
И с самой Хозяйка медной,
Говорят в народе знался. (Данила-мастер).
Хозяйка: Молодцы, хорошо знаете героев сказов П. П. Бажова
А такую загадку отгадаете?
В нем застыл зеленый камень
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
Во всех краях прославивший Урал. (малахит)
Малахит - это единственный в мире узорчатый зелёный минерал.
В Древнем Египте его измельчали в порошок и использовали для приготовления косметических и глазных мазей. Для детей малахит — идеальный амулет, его надевают на шею ребенку для защиты от опасностей. Помогает раскрывать таланты, причем это было известно еще древним римлянам.
Для России малахит стал олицетворением роскоши и величия. Конечно, множество малахитовых шедевров хранится в Эрмитаже, там есть целый малахитовый зал! Самые удивительные предметы из малахита — это не изящные шкатулки, броши и украшения, а крупные вазы, часы, столешницы, колонны. Создаются такие вещи не из цельных кусков камня, как может показаться, а из бляшек, причем узоры подбираются настолько искусно, что выглядит это как монолитное изделие. Такая техника является исконно русской и носит название «русская мозаика».
В старину люди верили, что если регулярно пить из малахитовой чаши-научишься понимать язык животных.
Дети рассматривают самоцветы из «малахитовой» шкатулки Хозяйки Медной горы: образцы малахита, горного хрусталя, яшмы, аметиста, граната и украшения из них: бусы, броши, браслеты, сережки.
Хозяйка Медной горы: Скажите мне, красные девицы, добры молодцы, нравятся ли вам мои самоцветы?
-Да, они красивые, блестящие., гладкие.
Самоцветы - это минералы, обладающие красотой окраски, блеском, твердостью. Самые знаменитые: малахит, лазурит, яшма, аметист, горный хрусталь, золото, алмазы. (показ образцов из «малахитовой шкатулки»)
Хозяйка:
В моей земле богатства скрыты:
Она и золото хранит,
И рядом с медью — малахиты,
Железо, мрамор и гранит.
Найдёшь в ней много по приметам
Цветных камней, не только руд:
Рубин сияет красным цветом,
Зелёным цветом — изумруд.
Темны кристаллики агата,
Лучисты грани хрусталя.
И знаменита, и богата
Моя Уральская земля.
Хозяйка Медной горы: Мне пора возвращаться в свои владения, про другие самоцветы я вам расскажу в следующий раз, а чтобы вы меня не забыли, да вспоминали почаще, я вам дарю камни из моей шкатулки. Пусть они помогут вам быть добрыми, любознательными, любить и беречь красоту, созданную природой.
(раздает брелки с камешками-минералами)
Дети в память о встрече с Хозяйкой медной горы лепят из пластилина ящерок в коронах, водружают их на камни.
Итог: Что интересного узнали на занятии? Какие бывают камни? Как человек использует минералы в своей жизни?