Галина Шеянова
Конспект НОД по познавательному развитию «В стране мастеров» (для детей старшего дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию «В стране мастеров»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание:
Углублять и конкретизировать представление о народном декоративном искусстве (изделия мастеров с. Дымково, г. Городец, с. Хохлома; изделия мордовских мастеров с. Абашево, с. Подлесная Тавла, с. Гавриловка);
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „В стране мастеров“ (для детей старшего дошкольного возраста)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Учить выделять элементы узора, орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи, технику её выполнения;
Совершенствовать умения передавать колорит мордовского орнамента ( элементы: крестики, ромбы, треугольники, полоски, точки и др., цветовую гамму: белый, красный, чёрный, зелёный, жёлтый);
Упражнять в технике прорисовки концом кисти и плашмя;
Развивать лексико-грамматическую сторону речи, связную речь, умение правильно выражать свои мысли;
Воспитывать и развивать у детей эстетический вкус, умение видеть красоту предметов, которые их окружают;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту народного творчества.
Воспитывать интерес и уважение к творчеству народных мастеров, стремление научиться самим создавать изделия.
Методические приё мы:
Художественное слово, УНТ, рассматривание изделий народного искусства, дидактическая игра, показ, физминутка, сюрпризный момент.
Дидактический материал:
Дымковские игрушки, образцы росписи, городецкие изделия, образцы росписи, образцы и изделия с хохломской росписью; мордовская глиняная игрушка (с. Абашево, деревянные резные игрушки (с. Подлесная Тавла, матрёшки (с. Гавриловка) и образцы орнамента (можно использовать слайды). Заготовки матрёшек для росписи (картон, разноцветные перья, изображение луга на большом листе бумаги. Дидактическая игра «Составь узор»; краски, кисточки, вода, салфетки, палитра.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов, изделий дымковских, городецких, хохломских мастеров, мордовских мастеров, экскурсия в Мордовский музей национальной культуры, рисование в альбомах для раскрашивания, составление узоров по аппликации.
Словарная работа: народное искусство, роспись, орнамент, с. Дымково – дымковская игрушка, с. Хохлома – хохломская, с. Городец – городецкая, с. Абашево – абашевская, рукоделье, искусница, изделие, умельцы.
Ход
Группа (зал) оформлена в виде выставки в музее «В стране мастеров» и мастерской.
Воспитатель: Шумбрат! Здравствуйте, дети!
(ответы детей на приветствие на мордовском и русском языке).
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о народном искусстве, в том числе и о мордовском, узнаем много интересного.
Воспитатель: В какой стране мы живём? (Если дети не будут давать полные ответы, напомнить)
Дети: Мы живём России.
Воспитатель: Как называется наша республика?
Дети: Наша республика называется Мордовия.
Воспитатель: Люди каких национальностей живут в Мордовии?
Дети: В Мордовии живут мордва (мокша, эрзя, русские, татары и др. Воспитатель: Во все времена ценили людей умных и трудолюбивых, какой бы национальности они ни были. Недаром говорят: «Человек трудом красен». Много пословиц сложил русский народ о труде. Какие это пословицы?
Дети: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Кончил дело - гуляй смело», «Труд кормит, а лень портит», «Делу - время, потехе – час».
Воспитатель: Какие мордовские пословицы о труде вы знаете?
Дети: «Хорошо дело начинать, ещё лучше завершать, «Доброе дело добром оплачивается», «Что собирался сделать сегодня, не откладывай на завтра», «У кого много желаний, у того много дел» (можно объяснить смысл некоторых пословиц).
Воспитатель: Люди всегда жили своим трудом: пахали землю, строили города, шили одежду, делали украшения, игрушки и многое другое.
Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. А любуясь выполненной работой говорили: «Красна птица опереньем, а человек рукодельем».
Послушайте интересную сказку:
…Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица : и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали её за это Марья-искусница. Прослышал о Марье Кащей Бессмертный и решил её заполучить в Кащеево царство. Налетел, схватил и понёс. А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перья, на память о себе. Куда падало красивое пёрышко, там и появлялись мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
Одно перо упало в село Дымково.
Воспитатель: А вы, дети, знаете, что делали дымковские мастера?
Дети: Они лепили игрушки из глины, расписывали изделия.
Воспитатель: (походят к выставке) Давайте полюбуемся изделиями дымковских мастеров. Кто прочитает стихотворение о дымковской росписи?
Ребё нок: Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.
Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.
Воспитатель: Другое пёрышко упало в г. Городец. Чем прославлялись городецкие мастера? (Подходят к следующему столу)
Дети: Они расписывали деревянные изделия, прялки, посуду, мебель.
Воспитатель: Какие элементы мастера использовали в своей росписи?
Дети: Круги, точки, горошины, кольца, прямые и волнистые линии.
Воспитатель: Третье пёрышко упало в с. Хохлому (подходят к следующей выставке). А что за чудо здесь делали?
Дети: В селе Хохлома мастера расписывали деревянную посуду, доски, мебель.
Воспитатель: Какие основные цвета в хохломской росписи?
Дети: Основные цвета в хохломской росписи — золотой, красный, черный и реже зеленый.
Воспитатель: Эту роспись ещё называют «золотой». Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что в ней очень много золотого цвета.
Воспитатель: Упали пёрышки и в Мордовии. Одно – в селе Абашево. Радостно стало жить в этом селе. Как вы думаете, отчего стало весело жителям?
Дети: Они стали делать игрушки из глины, свистульки (предлагается взять свистульки и посвистеть, после НОД они обрабатываются).
Воспитатель: Ещё пёрышко упало в с. Подлесная Тавла. (переходят к следующему столу с изделиями). Здесь стали заниматься резьбой по дереву. Что же делали мастера?
Дети: Они мастерили деревянные игрушки, музыкальные инструменты.
(воспитатель может продемонстрировать трещётки….)
Воспитатель: И в селе Гавриловка упало пёрышко. Здесь мастера до сих пор занимаются промыслом, делают матрёшек-мордовок. Заготовки расписывают мордовским орнаментом. Давайте полюбуемся красавицами-матрёшками.
Вот какие мастера живут на земле благодаря Марье-искуснице.
Воспитатель: Посмотрите, рядом с матрёшками лежит какой-то конверт. (читает адрес и содержание письма «Для детей старшей группы детского сада №1»)
- Дорогие дети, помогите мне, пожалуйста, расписать матрёшек мордовским орнаментом. Гавриловский мастер Николай Петрович»)
Воспитатель: Дети, давайте серьёзно отнесёмся к просьбе Николая Петровича, постараемся всё сделать аккуратно.
Из каких элементов состоит мордовский орнамент?
Дети: Мордовский орнамент – крестики, точки, треугольники, ромбы, квадраты.
Воспитатель: Какие цвета преобладают в мордовском орнаменте?
Дети: Преобладают красный, чёрный, жёлтый, зелёный цвета.
(Проводится дидактическая игра «Составь узор». Из элементов составляют орнамент).
Воспитатель: Проходите в мастерскую, будем расписывать матрёшек, поможем мастеру.
Давайте вспомним, как надо работать с красками и кисточкой?
Дети: Аккуратно, не набирать много воды, краску брать на кончик кисточки, пользоваться палитрой и салфеткой.
Воспитатель: Перед работой разомнём наши пальчики.
( Будем пальчики считать: (сжимать в кулаки)
Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно соединить пальцы обеих рук, начиная с большого)
Десять пальцев – пара рук (руки в замочек)
Вот твоё богатство, друг! (сжимать и разжимать кулаки).
Воспитатель: Приступайте к работе. (Тихо звучит музыка мордовского композитора Н. Кошелевой)
(воспитатель работает вместе с детьми, уточняет прорисовку элементов, цвета краски и т. д.)
Воспитатель: Дети заканчиваем работу.
(По мере окончания работы дети размещают матрёшек в весёлый хоровод на цветущий луг (заранее подготовлен с использованием различной техники рисования и аппликации).
Отмечают, чья матрёшка понравилась больше и почему. Любуются матрёшками.
Воспитатель: Мне понравились ваши матрешки. Вы старались прорисовывать аккуратно все элементы. Удачно использовали сочетание красок и элементов. Передали колорит мордовского орнамента. Спасибо вам, дети. Думаю, мастер Николай Петрович будет доволен вашими работами и благодарен вам за помощь.
На этом чудеса ещё не закончились. В гости пришли матрёшки (Входят девочки в мордовских костюмах и исполняют танец матрёшек. Можно танец не включать).
Вот и подошло к концу наше путешествие, можно сказать, по следам Марьи- искусницы. До свидания. Дети уходят