Приложение МААМ

Конспект НОД по познавательному развитию «В стране мастеров» (для детей старшего дошкольного возраста)

Галина Шеянова
Конспект НОД по познавательному развитию «В стране мастеров» (для детей старшего дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по познавательному развитию «В стране мастеров»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Программное содержание:

Углублять и конкретизировать представление о народном декоративном искусстве (изделия мастеров с. Дымково, г. Городец, с. Хохлома; изделия мордовских мастеров с. Абашево, с. Подлесная Тавла, с. Гавриловка);

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „В стране мастеров“ (для детей старшего дошкольного возраста)» размещена в разделах

Учить выделять элементы узора, орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи, технику её выполнения;

Совершенствовать умения передавать колорит мордовского орнамента ( элементы: крестики, ромбы, треугольники, полоски, точки и др., цветовую гамму: белый, красный, чёрный, зелёный, жёлтый);

Упражнять в технике прорисовки концом кисти и плашмя;

Развивать лексико-грамматическую сторону речи, связную речь, умение правильно выражать свои мысли;

Воспитывать и развивать у детей эстетический вкус, умение видеть красоту предметов, которые их окружают;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту народного творчества.

Воспитывать интерес и уважение к творчеству народных мастеров, стремление научиться самим создавать изделия.

Методические приё мы:

Художественное слово, УНТ, рассматривание изделий народного искусства, дидактическая игра, показ, физминутка, сюрпризный момент.

Дидактический материал:

Дымковские игрушки, образцы росписи, городецкие изделия, образцы росписи, образцы и изделия с хохломской росписью; мордовская глиняная игрушка (с. Абашево, деревянные резные игрушки (с. Подлесная Тавла, матрёшки (с. Гавриловка) и образцы орнамента (можно использовать слайды). Заготовки матрёшек для росписи (картон, разноцветные перья, изображение луга на большом листе бумаги. Дидактическая игра «Составь узор»; краски, кисточки, вода, салфетки, палитра.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов, изделий дымковских, городецких, хохломских мастеров, мордовских мастеров, экскурсия в Мордовский музей национальной культуры, рисование в альбомах для раскрашивания, составление узоров по аппликации.

Словарная работа: народное искусство, роспись, орнамент, с. Дымково – дымковская игрушка, с. Хохлома – хохломская, с. Городец – городецкая, с. Абашево – абашевская, рукоделье, искусница, изделие, умельцы.

Ход

Группа (зал) оформлена в виде выставки в музее «В стране мастеров» и мастерской.

Воспитатель: Шумбрат! Здравствуйте, дети!

(ответы детей на приветствие на мордовском и русском языке).

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о народном искусстве, в том числе и о мордовском, узнаем много интересного.

Воспитатель: В какой стране мы живём? (Если дети не будут давать полные ответы, напомнить)

Дети: Мы живём России.

Воспитатель: Как называется наша республика?

Дети: Наша республика называется Мордовия.

Воспитатель: Люди каких национальностей живут в Мордовии?

Дети: В Мордовии живут мордва (мокша, эрзя, русские, татары и др. Воспитатель: Во все времена ценили людей умных и трудолюбивых, какой бы национальности они ни были. Недаром говорят: «Человек трудом красен». Много пословиц сложил русский народ о труде. Какие это пословицы?

Дети: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Кончил дело - гуляй смело», «Труд кормит, а лень портит», «Делу - время, потехе – час».

Воспитатель: Какие мордовские пословицы о труде вы знаете?

Дети: «Хорошо дело начинать, ещё лучше завершать, «Доброе дело добром оплачивается», «Что собирался сделать сегодня, не откладывай на завтра», «У кого много желаний, у того много дел» (можно объяснить смысл некоторых пословиц).

Воспитатель: Люди всегда жили своим трудом: пахали землю, строили города, шили одежду, делали украшения, игрушки и многое другое.

Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. А любуясь выполненной работой говорили: «Красна птица опереньем, а человек рукодельем».

Послушайте интересную сказку:

…Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица : и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали её за это Марья-искусница. Прослышал о Марье Кащей Бессмертный и решил её заполучить в Кащеево царство. Налетел, схватил и понёс. А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перья, на память о себе. Куда падало красивое пёрышко, там и появлялись мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

Одно перо упало в село Дымково.

Воспитатель: А вы, дети, знаете, что делали дымковские мастера?

Дети: Они лепили игрушки из глины, расписывали изделия.

Воспитатель: (походят к выставке) Давайте полюбуемся изделиями дымковских мастеров. Кто прочитает стихотворение о дымковской росписи?

Ребё нок: Скоморохи, водоноски,

Барыни и петухи –

Украшают их полоски,

Клетки, точки и круги.

Красный, жёлтый и зелёный,

Алый, синий, голубой –

Все цвета на белом фоне

Этой дымки расписной.

Воспитатель: Другое пёрышко упало в г. Городец. Чем прославлялись городецкие мастера? (Подходят к следующему столу)

Дети: Они расписывали деревянные изделия, прялки, посуду, мебель.

Воспитатель: Какие элементы мастера использовали в своей росписи?

Дети: Круги, точки, горошины, кольца, прямые и волнистые линии.

Воспитатель: Третье пёрышко упало в с. Хохлому (подходят к следующей выставке). А что за чудо здесь делали?

Дети: В селе Хохлома мастера расписывали деревянную посуду, доски, мебель.

Воспитатель: Какие основные цвета в хохломской росписи?

Дети: Основные цвета в хохломской росписи — золотой, красный, черный и реже зеленый.

Воспитатель: Эту роспись ещё называют «золотой». Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что в ней очень много золотого цвета.

Воспитатель: Упали пёрышки и в Мордовии. Одно – в селе Абашево. Радостно стало жить в этом селе. Как вы думаете, отчего стало весело жителям?

Дети: Они стали делать игрушки из глины, свистульки (предлагается взять свистульки и посвистеть, после НОД они обрабатываются).

Воспитатель: Ещё пёрышко упало в с. Подлесная Тавла. (переходят к следующему столу с изделиями). Здесь стали заниматься резьбой по дереву. Что же делали мастера?

Дети: Они мастерили деревянные игрушки, музыкальные инструменты.

(воспитатель может продемонстрировать трещётки….)

Воспитатель: И в селе Гавриловка упало пёрышко. Здесь мастера до сих пор занимаются промыслом, делают матрёшек-мордовок. Заготовки расписывают мордовским орнаментом. Давайте полюбуемся красавицами-матрёшками.

Вот какие мастера живут на земле благодаря Марье-искуснице.

Воспитатель: Посмотрите, рядом с матрёшками лежит какой-то конверт. (читает адрес и содержание письма «Для детей старшей группы детского сада №1»)

- Дорогие дети, помогите мне, пожалуйста, расписать матрёшек мордовским орнаментом. Гавриловский мастер Николай Петрович»)

Воспитатель: Дети, давайте серьёзно отнесёмся к просьбе Николая Петровича, постараемся всё сделать аккуратно.

Из каких элементов состоит мордовский орнамент?

Дети: Мордовский орнамент – крестики, точки, треугольники, ромбы, квадраты.

Воспитатель: Какие цвета преобладают в мордовском орнаменте?

Дети: Преобладают красный, чёрный, жёлтый, зелёный цвета.

(Проводится дидактическая игра «Составь узор». Из элементов составляют орнамент).

Воспитатель: Проходите в мастерскую, будем расписывать матрёшек, поможем мастеру.

Давайте вспомним, как надо работать с красками и кисточкой?

Дети: Аккуратно, не набирать много воды, краску брать на кончик кисточки, пользоваться палитрой и салфеткой.

Воспитатель: Перед работой разомнём наши пальчики.

( Будем пальчики считать: (сжимать в кулаки)

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно соединить пальцы обеих рук, начиная с большого)

Десять пальцев – пара рук (руки в замочек)

Вот твоё богатство, друг! (сжимать и разжимать кулаки).

Воспитатель: Приступайте к работе. (Тихо звучит музыка мордовского композитора Н. Кошелевой)

(воспитатель работает вместе с детьми, уточняет прорисовку элементов, цвета краски и т. д.)

Воспитатель: Дети заканчиваем работу.

(По мере окончания работы дети размещают матрёшек в весёлый хоровод на цветущий луг (заранее подготовлен с использованием различной техники рисования и аппликации).

Отмечают, чья матрёшка понравилась больше и почему. Любуются матрёшками.

Воспитатель: Мне понравились ваши матрешки. Вы старались прорисовывать аккуратно все элементы. Удачно использовали сочетание красок и элементов. Передали колорит мордовского орнамента. Спасибо вам, дети. Думаю, мастер Николай Петрович будет доволен вашими работами и благодарен вам за помощь.

На этом чудеса ещё не закончились. В гости пришли матрёшки (Входят девочки в мордовских костюмах и исполняют танец матрёшек. Можно танец не включать).

Вот и подошло к концу наше путешествие, можно сказать, по следам Марьи- искусницы. До свидания. Дети уходят

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Вид деятельности: познавательное развитие. Возраст детей: старший дошкольный возраст. Цель: Продолжать формировать представления детей о.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «В стране Насекомия» Задачи: - Формировать умение использовать в речи обобщающее понятие насекомые. - Расширять представления о насекомых; развивать любознательность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «В стране мастеров» (для детей старшего дошкольного возраста)
Опубликовано: 14 июня 2015 в 17:45
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию «В стране мастеров» (для детей старшего дошкольного возраста)» (включая файлы) размещена пользователем Галина Шеянова (УИ 339821) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД