Инна Костенко
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вид деятельности: познавательное развитие.
Возраст детей : старший дошкольный возраст.
Цель: Продолжать формировать представления детей о Великой Отечественной войне.
Программные задачи:
1. Расширять знания детей о Великой Отечественной войне.
2. Воссоздать образ бойца — героического защитника Родины;
3. Познакомить детей с земляками- героями Советского союза, чьими именами названы улицы нашей станицы.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
4. Обогатить знания детей о Дне Победы.
5. Развивать у детей чувство гордости за своих земляков и защитников нашей Родины.
6. Воспитывать у детей чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.
Предварительная работа:
Проведение бесед о Великой Отечественной войне, чтение художественной литературы о войне, заучивание стихотворений, пословиц, рассматривание альбомов, наборов открыток, иллюстраций, заучивание песни «Солнечный круг».
Демонстрационные материалы – презентация «Никто не забыт, ничто не забыто»,
Георгиевская ленточка, магнитофон, записи с песнями «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача, «Солнечный круг» (муз. А. Островский, сл. Л. Ошанин).
Словарная работа: земляки, форсировать, плацдарм, Георгиевская ленточка.
Ход НОД:
Дети в кругу.
Воспитатель. Давайте порадуемся солнцу и птицам (дети поднимают руки вверх).
А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу).
И всем, кто живет на этой планете (разводят руками).
«Доброе утро!» скажем все вместе (берутся за руки).
Воспитатель. Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением.
Ребята! Давайте послушаем тишину. Что вы слышите?
Дети: (шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи-то шаги, чей – то тихий разговор).
Воспитатель: Мирную тишину. В ней не слышно звука выстрела, рёва танка, гул самолётов.
«Солнце светит, пахнет хлебом,
Лес шумит, река, трава.
Хорошо под мирным небом
Слышать добрые слова.
Хорошо зимой и летом,
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом,
Звонкой, мирной тишиной».
Воспитатель. Но так было не всегда. Без объявления войны на нашу страну напали немецкие захватчики. Вы знаете, когда это случилось?
Дети: 22июня 1941года.
Воспитатель. Да ребята, перед рассветом 22 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны. В те грозные дни начало Великой Отечественной войны, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).
Слайд№2,3
Послушайте её.
Слайд №4
Воспитатель. Все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт шли не только воины нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами. Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями. Как вы думаете, что такое «подвиг».
Дети. Это смелый, отважный, героический поступок.
Воспитатель. Как называют человека, совершившего подвиг?
Дети. Герой.
Игра (в кругу)
Воспитатель. Дети, а как вы думаете, каким должен быть воин герой? Давайте мы сейчас будем передавать Георгиевскую ленточку и каждый должен назвать одно слово, характеризующего героя. Георгиевская ленточка занимает наиболее почетное место в ряду многочисленных наград (отличий) частей Российской армии. Цвета ленты — чёрный и оранжевый — означают «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.
Дети:(храбрый, смелый, умный, отважный, неустрашимый, могучий, хитрый, удалой, крепкий, бесстрашный, здоровый, неробкий, должен любить Родину).
Воспитатель. Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в рабов. Но у них ничего не получилось. Весь наш народ встал на борьбу с ними. Все мы помним тех, кто защищал страну. По всей стране героям войны стоят памятники. Какие памятники героям Великой Отечественной войны в нашей станице вы знаете?
Слайд №5
Дети: (Неизвестному солдату, героям - землякам).
Воспитатель. А каким героям-землякам я вам сейчас расскажу.
Слайд№6
Артюх Александр Андреевич (1914-19430)
Родился в станице Староминской в семье боевого казака и знатного хлебороба. Звание Героя Советского Союза получил за форсирование Днепра. Наводчик миномёта этого отряда младший сержант Александр Артюх в одной из рукопашных схваток лично уничтожил 9 вражеских солдат, а из своего миномёта накрыл вражеский пулемёт, мешавший продвижению нашей пехоте.
Слайд №7
Воспитатель. Целых Сергей Васильевич (1905-1994) тоже герой войны.
Он на фронте с августа 1942 года служил заместителем командира батальона. Капитан С. В. Целых в числе первых воинов переправился на правый берег Днепра и закрепившись в течении 3 дней отражал многочисленные атаки противника. В последнем бою он один удерживал огневую позицию, пока свежие силы полка не подтянулись на опасный участок. К званию Героя Советского Союза представлен посмертно.
Воспитатель. А сейчас давайте пошагаем как солдаты.
Физкультминутка.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой – раз, правой – раз,
Посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладошки
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей!
Слайд №8
Воспитатель. Ещё один герой войны - это Шкунов Михаил Алексеевич.
Гвардии подполковник М. А. Шкунов звания Героя Советского Союза был удостоен за форсирование Днепра. Не знающий отступлений полк Шкунова не только форсировал Днепр под непрерывным огнём противника, освободив близлежащие деревни, но и смог удержать завоёванный плацдарм. Две стрелковые и две танковые дивизии противостояли полку. Семнадцать дней длилась неравная борьба, но полк выстоял.
Воспитатель. А как в нашей станице чтут память героев?
Слайд №9
Дети. Их именами названы улицы, есть памятники, парк «30-летия Победы»,
книга «Памяти».
Командная игра «Донесение с фронта».
Правила игры: Для этой эстафеты детей нужно разделить на две команды, в каждой команде выбрать капитана. Каждой команде дается конверт с донесением, разрезанным на части. Это может быть пазл с картинкой или простым словом, например, «Победа». Капитаны стоят на финише. По команде первые участники бегут к капитану с одной частью депеши, отдают ее и возвращаются к «своим», а следующие участники несут очередную часть письма. Победа присуждается самой быстрой команде.
Воспитатель. Ребята вы догадались, какое донесение пришло с фронта.
Дети. Победа.
Воспитатель. Молодцы. Справились заданием.
Слайд №10
Воспитатель. И вот наступила весна 1945 года. Наши воины гнали фашистов до самого Берлина. Над главным зданием фашистов – над Рейхстагом, взвилось наше знамя. 9 мая 1945 года была объявлена Победа!
Первый день мира люди встретили ликованием. Все высыпали на улицу. Незнакомые люди обнимали друг друга и поздравляли. Это была радость со слезами на глазах…. ”Радость от победы над фашистами, а скорбь и печаль от воспоминаний о тех, кто погиб и остался на поле сражения.
Слайд №11
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, как принято отмечать этот праздник?
Дети. Ветераны надевают все свои военные награды - ордена и медали, собираются вместе, чтобы вспомнить военные годы.
Слайд №12,13
Ребё нок:
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.
Воспитатель: Скоро наступит долгожданный праздник День Победы! Наша страна и мы будем отмечать 70-летие со дня окончания Великой Отечественной войны. 9мая – светлый и радостный праздник. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Всем нашим защитникам, и землякам- героям,сегодняшним ветеранам и тем, кого с нами нет, мы обязаны помнить их и быть благодарны им за то, что живём сейчас под мирным, чистым небом.
Вам, ветераны, благодарны мы,
Обязаны и жизнью и свободой;
Спасибо за такой исход войны!
Ответим Вам вниманьем и заботой!
Слайд №14
Ребё нок:
Спасибо ветеранам скажем
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
Дети исполняют песню «Солнечный круг» (муз. А. Островский, сл. Л. Ошанин).
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Дети: Много нового мы узнали о празднике Дне Победы, о героях- земляках великой Отечественной войны.
Воспитатель: я осталась довольна вашей работой, мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы.
В наше время появилась интересная традиция, связанная с георгиевской ленточкой. Все люди в преддверии праздника День Победы, повязывает её на одежду в знак уважения, памяти и солидарности с героическими русскими солдатами, отстоявшими свободу нашей страны в далекие 40-е годы, мне очень хочется подарить вам на память георгиевские ленточки.