Любовь Александровна Черкасова
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» (Земля – наш дом во Вселенной)
Программные задачи:
- познакомить детей с историей развития космонавтики и строением Солнечной системы;
- вызвать интерес к космосу;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- сформировать элементарные представления о Солнечной системе, о планетах (их размерах, расположением к Солнцу);
- прививать любовь к родному краю и стране;
- активизировать словарь дошкольников;
- развивать любознательность, расширять кругозор.
Словарная работа: космонавт, телескоп, скафандр, космодром, космический корабль, невесомость, иллюминаторы.
Материал и оборудование: компьютер, компьютерные диски, крупная модель космического корабля «Восток», игрушки «Робот» и «Ракетомобиль», иллюстрации с изображением различных планет и модель Солнечной системы, слайд фильм с изображением различных планет и модель Солнечной системы.
Предварительная работа: рассматривание схемы Солнечной системы, картинки, открытки, марки, книги по теме «Космос». Беседы о Солнце, планетах.
Ход занятия.
Ребё нок читает стихотворение:
Должен много, много знать
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
Только дружный звездочёт
Может взять с собой в полёт
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на орбиты.
Беседа воспитателя.
Космос всегда интересовал человека. Ведь это важно знать - есть ли жизнь где-нибудь ещё?
Почти сто лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циалковский. Он задумал построить такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты, возможности его построить у него не было. Но он рассказал об этом в своих научных книгах. Через много лет под руководством конструктора Сергея Павловича Королёва построили первый космический спутник (показываю иллюстрацию). Они установили на нём специальные приборы и запустили в космическое пространство. Полёт прошёл успешно. Тогда учёные решили повторить полёт, в космос полетели две собаки лайки: Белка и Стрелка. Они благополучно вернулись на землю. И учёные решили осуществить свою заветную мечту - послать в космос человека!
12 апреля 1961 года эта мечта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий
Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток» (показываю портрет).
Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты восторженно приветствовали первого космонавта.
12 апреля 2011 года весь мир будет отмечать 50 летний юбилей полёта Ю. А. Гагарина в космос.
Воспитатель: Какой формы увидел Гагарин нашу землю? (Круглую)
Воспитатель: А какого цвета наша Земля из космоса? (Ответы детей).
Воспитатель: Как называется маленькая модель Земли, уменьшенная в много раз? (Глобус).
Воспитатель: Сколько планет в Солнечной системе?
Ребё нок читает стихотворение:
В пространстве космическом воздуха нет.
И кружат там девять различных планет.
И Солнце - звезда в самом центре системы
И притяжением связаны все мы.
Воспитатель: Правильно, ребята! Вокруг солнца вращается девять планет.
Чем же Солнце удерживает все девять планет вокруг себя?
Опыт: «Шарики на ниточках»
Дети играют роль Солнца, а шарики - планеты. Вращаем шарики, а затем останавливаем движение. Что же помогает Солнцу?
Ответы детей (вечное движение по своей орбите).
Пословица: «При солнышке тепло, при матери добро».
Воспитатель: Солнце излучает свет и тепло, как электрическая лампочка.
Опыт: включаем лампу - «Солнце», дети по очереди приближают и удаляют руку
Что можно сказать об этом? (Ответы детей).
Воспитатель: Приглашаю вас в полёт на планету, которая ближе всех других к Солнцу! Как она называется? (Меркурий).
-Давайте построим космический корабль. (Дети строят из большого конструктора).
- Как называется наш космический корабль? («Восток»).
Физкультминутка.
Раз-два, стоит ракета,
Три-четыре, скоро взлёт.
Чтобы долететь до Солнца.
Космонавтам нужен год.
Но дорогой нам не страшно,
Каждый ведь из нас атлет.
Пролетая над Землёй.
Ей передадим привет.
Объявляется пятиминутная готовность! Надели скафандры! Проверили гермошлемы! Пристегнули ремни! Внимание! Пять, четыре, три, два, один. Старт! Первый этап нашего полёта выполнен. Мы оторвались от Земли и летим в космос. Можно расслабиться, отстегнуть ремни, снять шлемы, перекусить.
Воспитатель: А как едят космонавты? (Ответы детей).
Так как в космосе невесомость, еда находится в тюбиках, похожих на тюбики
зубной пасты (показываю).
Звучит песня «Земля в иллюминаторе».
Воспитатель: Смотрите в иллюминаторы! Прямо перед нами Меркурий! Вот он какой! (Показываю рисунок).
- Можно на Меркурий спускаться? (Нет, нас на нём даже скафандры не спасут).
- Как вы думаете, почему на Меркурии так жарко? (Ответы детей. Меркурий находится очень близко от Солнца).
- А какая ближайшая от Меркурия планета? (Венера).
Воспитатель: Давайте полетим туда!
-Смотрите в иллюминаторы. Вот и Венера - одно из красивейших светил неба.
(Рассматриваем иллюстрацию).
-Ребята, на Венере сильная гроза: видны вспышки молний. Значит на Венеру спускаться нельзя, корабль наш может потерпеть крушение.
- Что же делать? (Ответы - предложения).
Выкладываем из геометрических фигур робота.
Воспитатель: Да, ребята, вы молодцы справились с заданием, можно робота отправлять, он передаст нам информацию о том, что происходит на этой планете. (Показываю игрушечного «Робота» и его голосом передаю).
«Передаю! Передаю! Бушуют ветры, сверкают молнии. Тревога! Воздух ядовитый, дышать им опасно! Не спускаться, не спускаться!
Да, надо срочно вернуть робота на корабль. Лучше поскорее распрощаться с планетой бурь и грёз. Куда мы полетим дальше? Посмотрите на схему Солнечной системы.
(Следующая планета - Земля, но мы пока не будем возвращаться домой, а полетим дальше - на Марс.
Хорошо, направим наш космический корабль в сторону Марса. Смотрите в
иллюминаторы.
Вот он, Марс! (Показываю картинку).
Воспитатель: Здесь недавно прошла пыльная буря, и пыль осела на каменистую поверхность. Довольно холодно, но если надеть скафандры и включить утеплитель, то можно спуститься на поверхность Марса. Внимание! Приготовиться к посадке! Не забудьте проверить гермошлемы! Воздух на Марсе состоит в основном из углекислого газа, кислорода очень мало. При выходе из корабля далеко не отходить, чтобы всем хватило запаса воздуха.
Ребята, посмотрите, какие огромные горы, а на них снег и лёд. Но лёд не похож на земной. Это сухой лёд. Люди на земле создают сухо лёд специально, чтобы мороженое не таяло. А на Марсе очень много такого льда. Вон ущелье пропастью, а затем пустыни. Дальше идти нельзя: неизвестно, что может нас ожидать. Запасов кислорода, которым мы дышим, не очень много, поэтому нам пора возвращаться на Землю.
Когда мы приземлимся, вы нарисуйте, какими представляете себе марсиан.
Воспитатель: Внимание! Экипаж! Занять всем свои места на нашем корабле!
Летим назад за Землю. Вот и приземлились! Снимайте свои скафандры!
В конце занятия дети лепят марсиан.
Итог: выставка детских работ.