Татьяна Пискунова
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Секреты природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных
человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы.
Задачи:
1. Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой, о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге, тепле, свете, почве.
2. Закрепить названия птиц, чем они питаются, зачем им такие ноги и клювы.
3. Учить делать логические выводы: почему идет снег, откуда берутся снежные облака, отчего в морозы трещат деревья.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
4. Закрепить знание пословиц и поговорок о зиме.
5. Вызвать интерес к игре, умение внимательно слушать ответы товарищей и дополнять их.
Развивающая среда : плакаты: «Дом – природа», «Дом – в котором живет человек»; картинки из серии «Птицы»; комнатные растения: алоэ, традесканция; кроссворд «Угадай птицу»; дидактические игры: «Чем птицы питаются?», «Зачем птице такие ноги, клювы?»; волчок, конверты, призы, лопнувшая бутылка со льдом.
Воспитатель: Сегодня в нашей группе состоится игра «Что, где, когда?». Встречайте нашу сильнейшую восьмерку знатоков. (Звучит музыка, входят участники игры). На нашу игру пришло много писем с вопросами. Мы выбрали самые интересные. Вращайте барабан (капитан выставляет письмо). С вами играет семья Синицыных из г. Воронеж.
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели
Всегда ты будешь в нем
Зовется этот дом.
Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?
(Природа — это то, что существует без помощи человека. Природа — это солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы, горы, ветер, камни).
А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека). Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу.
Внимание! Задание. Посмотрите на эти картинки. Здесь изображены два дома: дом, который создал человек, и дом - наша природа. Сравните их, что человек позаимствовал у природы. (В природе светло и тепло от солнца, а в нашем доме светло от лампы, а тепло от батареи. В природе идет дождь, в нашем доме есть душ. В природе ветер, в доме вентилятор. В доме-природе под ногами земля, в нашем доме - пол. На земле-почве растет трава, на полу у нас лежит ковер.
В доме-природе - горы и деревья, в обычном доме бывают деревянные и каменные стены. У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь вырывается из вулкана. В природе выпадает снег, накапливается лед на высоких горах, а в обычном доме человек научился «делать» снег в холодильнике. В природе дикие животные, в обычном доме - домашние. Есть дикорастущие и комнатные растения).
- Почему в обоих домах часть рисунка оставлена незакрашенной? (Это воздух, он прозрачен, он - настоящий невидимка).
Предложить детям подумать над вопросом: что произойдет, если не будет воздуха? Воды? Солнца?
Воспитатель: - Молодцы! С этим заданием вы справились и счет нашей игры 1-0 -в пользу «Знатоков». Капитан вращайте барабан. С вами играет команда «Знатоков» из детского сада «Солнышко».
Знатоки из детского сада «Солнышко» спрашивают вас о том, какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли? (Вода, свет, тепло, питательная почва).
Одинаковое ли количество воды требуют разные комнатные растения?
( Разная потребность в воде: одним нужно ее много, другим поменьше, третьим совсем мало. Это потому что все растения родом из разных мест: одни у себя на родине растут в сырых, заболоченных местах, там всегда влажная почва и воздух. Такие растения привыкли, что вода всегда в достатке. У них чаще всего тонкие, мягкие листья, и их очень много.
Есть другие растения, которые у себя на родине живут в сухих, солнечных, иногда очень жарких местах на бедных песчаных или даже каменистых почвах. В этих местах дожди идут редко, поэтому влаги в почве почти совсем не. Растения привыкли терпеть засуху и приспособились «запасать» воду - накапливать ее в стеблях, листьях - и потом понемногу расходовать. Такие растения имеют толстые стебли, мясистые сочные листья. Есть даже растения, которые совсем не имеют листьев: вместо них колючки).
-А сейчас внесите пожалуйста комнатные растения, которые прислали «Знатоки» из детского сада «Солнышко».
Как называются эти растения? (Алоэ, традесканция). Какое их этих двух растений может запасать воду? Какое - не может? Как узнали, что алоэ запасает влагу?
Почему решили, что традесканция не делает запасов? (У нее тонкие, мягкие листья, и их очень много).
В каких местах расчете алоэ?
(Родина алоэ — Южная Америка, где много сухих степей. В этих местах жарко и сухо, но для алоэ хорошо. Местное население ценит это растение и использует его от многих болезней: ожогов, простуды.)
Откуда родом традесканция? (Традесканция растет в болотистых местах. Поэтому ее надо много поливать).
Знатоки из детского сада «Солнышко» хотят узнать, есть ли в нашей группе комнатные растения влаголюбивые? (Назовите их). Засухоустойчивые?
Ребята, по-разному ли поливают растения осенью, зимой, весной, летом?
(Осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше, зимой все растения требуют меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают).
Какой водой надо поливать растения и почему?
(Отстоявшейся - улетучивается хлор, и комнатной температуры - от холодной воды загнивают корни растений).
С этим заданием вы справились тоже и счет игры 2 — 0 в пользу знатоков из детского сада «Лесовичок». Вращайте барабан. Конверт № 5 от вашего друга Валеры Горбунова. Он прислал вам кроссворд. Вы должны будете назвать птиц, которых я буду показывать и потом прочтете название еще одной птицы.
(Дети разгадывают кроссворд).
И еще одно задание. Посмотрите на этих птиц и скажите, зачем им такие клювы, ноги, и чем они питаются? (Ответы детей).
Еще одна победа «Знатоков» и счет становится 3-0.
(Капитан вращает барабан).
Музыкальная пауза. Дети исполняют песню «Зимушка – зима».
(Капитан вращает барабан. Конверт № 2).
С вами играет Дед Мороз из Лапландии. Он спрашивает вас, знаете ли вы почему идет снег? И откуда зимой берутся снежные облака?
(Вода испаряется всегда - и зимой, и летом. Только зимой она испаряется медленнее. Пример с бельем. Зимой вода превращается в лед. А лед от мороза тоже испаряется. И снег испаряется, ведь он сделан из мелких ледяных кристалликов. Кроме того, тучи к нам из жарких стран приходят. Замерзнет пар в туче, и получается снег. А иней — это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах).
Я думаю, Дед Мороз будет доволен вашим ответом и счет становится 4 - 0 в пользу «Знатоков».
(Стук в дверь). Заходит девочка и спрашивает: «Отчего в морозы трещат деревья». Подождите с ответами. Вчера мы с вами наполнили бутылку с водой и вынесли ее на балкон. Давайте посмотрим, что с ней стало. (Заносят бутылку со льдом. Она треснула).
Когда вода замерзла и превратилась в лед - она раздалась, расширилась, поэтому и лопнула бутылка.
Оттого, что в деревьях есть вода, она замерзает и раздается. А когда ей нет места раздаться, она разрывает деревья. (Во льду такая сила, что она разрывает чугунные пушки).
И вновь «Знатоки» завоевали дополнительное очко 5-0.
А сейчас игра со зрителями. Кто больше знает пословиц и поговорок о зиме.
Игра подошла к концу с победой «Знатоков» 6-0.
Знатокам вручается подарок - новая игра.