Анастасия Кудрявцева
«Дикие и домашние животные». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ЗПР 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ЗПР 5-6 лет
Тема: «Дикие и домашние животные, и их детеныши»
Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Дикие и домашние животные».
Задачи:
Образовательные:
Публикация «„Дикие и домашние животные“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ЗПР 5–6 лет» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Активизировать и расширять словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «дикие и домашние животные».
- Закреплять навык практического употребления существительных единственного и множественного числа в родительном, винительном и творительном падежах без предлога и с предлогом.
Развивающие:
- Развивать навык самоконтроля за произношением самостоятельной речи.
- Развивать познавательные способности, слуховое внимание, фонематическое восприятие, зрительно-двигательную координацию, память, мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.
- Воспитывать умение понимать и выполнять инструкцию педагога.
- Воспитывать любознательное отношение к природе.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.
Тип занятия: обобщающий.
Форма занятия: подгрупповое.
Продолжительность: 20 минут.
Участники: учитель-дефектолог и дети.
Возраст детей: 5-6 лет.
Оборудование: картинки с изображением диких и домашних животных (корова, собака, кошка, коза, лиса, заяц, белка, волк, медведь) и их детёнышей; предметные картинки (: трава, сено; овощи, трава; мясо, рыба; мясо, каши; трава, кора деревьев; птицы, мясо; мед, рыба, малина; мясо.).
Предварительная работа:
Рассматривание картин с изображением животных и их детенышей; чтение художественной литературы о жизни и повадках диких животных; беседы на тему «Звери наших лесов», отгадывание загадок; д/и «Один – много», «Кто у кого?», «Кто где живет?».
I. Организационный момент.
Учитель-дефектолог. Отгадайте загадки и доскажите отгадку словами загадки.
Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Серый, но не мышка
Кто это? …
(Зайчишка)
Косолапый он и бурый.
Если мёда нет – понурый.
Любит сызмала реветь,
Потому что он …
(Медведь)
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый.
(Волк)
Рыжая плутовка,
Всех обманет ловко,
Кур сворует и в леса.
И зовут ее.
(Лиса)
Учитель-дефектолог выставляет на доску картинки с дикими животными.
Учитель-дефектолог: Посмотрите, кто пришел к нам в гости!
Дети называют животных: заяц, волк, лиса, медведь.
-Где живут эти животные? (В лесу.)
Кто гуляет по двору,
Забираясь в конуру.
Большая Забияка
Грозная…
(Собака)
В доме с бабушкой живёт,
Тихо песенки поёт.
Любит рыбку и мышей,
Нянчит деток-малышей.
И мурлычет у окошка
Наша ласковая.
(Кошка)
Деток поит молоком,
Каждый с детства с ней знаком.
Вовсе даже не молчит,
А от радости - мычит.
С виду, правда, чуть сурова,
А зовут её …
(Корова)
Молоко её полезно,
В огород она залезла,
И глядит "во все глаза" –
Длиннорогая. (коза)
- Учитель-дефектолог выставляет на доску картинки с домашними животными.
Дети называют животных: собака, кошка, корова, коза.
- Учитель-дефектолог: Ребята, а где живут эти животные? (Рядом с человеком.)
- Как их всех можно назвать одним словом? (Животные.)
- Как называются животные, живущие в лесу? (Дикие.)
- Почему? (Сами себе добывают пищу.)
- Как они называются по-другому? (Звери.)
- Как называются животные, которые живут рядом с человеком? (Домашние)
- Почему? (Люди ухаживают за ними; они приносят человеку пользу.)
II. Основная часть
1. Игра «Кто с кем?»
Учитель-дефектолог: Животные пришли к нам не одни. Они пришли к нам со своими детенышами. Корова пришла с телятами (вешает на доску рядом с коровой картинку с изображением телят). А с кем пришла кошка? собака? коза? волк? медведь? заяц? лиса?
По мере ответов учитель-дефектолог вешает картинки с детенышами.
2. Игра «Кто где живет?»
На доске картинки с дикими и домашними животными. На столе педагога картинки с их жилищами. Дети ставят картинку с изображением жилища под картинкой с соответствующим животным. Заучивание слов – названий жилищ.
Собака – конура, будка.
Кошка – дом.
Корова – коровник.
Коза – хлев.
Заяц – под кустом.
Медведь – берлога.
Волк – логово.
Лиса – нора.
Физкультминутка
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)
3. Игра «Кто что любит?»
Учитель-дефектолог: Дети, давайте вспомним, что любят есть дикие и домашние животные.
На столе педагога картинки: трава, сено; овощи, трава; мясо, рыба; мясо, каши; трава, кора деревьев; птицы, мясо; мед, рыба, малина; мясо.
Дети ставят картинки к соответствующему животному и говорят, например: «Кошка любит рыбу, молоко».
4. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать животных по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 4животных, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвертое к другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое животное лишнее. Оставшихся, животных назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее животное по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку.
Например: Кошка, лиса, волк, медведь. Лишняя кошка потому, что это домашнее животное, а остальные – дикие животные.
Аналогично проводится работа с картинками: собака, заяц, корова, коза; лошадь, волк, еж, лось; овца, свинья, медведь, кошка.
5. Игра «Кто ушел?».
Учитель-дефектолог: Животным пора уходить. Но они предлагают вам поиграть с ними в игру. Я говорю «ночь» вы закрываете глазки, когда скажу «день» вы открываете глазки и говорите кого нет из зверей. Например: нет лисы.
(Дефектолог убирает изображения одного-двух животных).
Игра продолжается до тех пор, пока все животные «не уйдут».
III. Итог занятия.
Учитель-дефектолог: О ком мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Каждый из вас должен вспомнить и назвать по одному дикому и по одному домашнему животному.