Галина Лифенко
«Клеточка за клеточкой». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
• Федеральным законом от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
• Уставом и другими локальными актами МАДОУ ЦРР д/с №40.
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Поступление в школу – важный момент ребёнка и его родителей. Чем лучше ребёнок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдёт адаптационный период в начальной школе.
Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам подготовить ребёнка к школе и предотвратить типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярное занятия с графическими диктантами развивают у ребёнка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.
Рисование по клеточкам очень увлекательное и полезное занятие для детей. Выполняя графические диктанты, ребёнок расширит кругозор, увеличит словарный запас, в процессе занятий ребёнок отрабатывает правильную и чёткую речь, учится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа
Ведущая идея программы — создание современной образовательной среды, позволяющей реализовать деятельность обучающихся, получать новые результаты и продукты. Графический диктант активизирует мыслительные процессы. В процессе работы у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы
Ключевые понятия:
Графический диктант по клеточкам или рисование по клеточкам - это умственная игра для развития мышления ребенка. Очень часто ее используют для подготовки к школе. Этот вид обучения улучшает память, внимание, зрительное и слуховое восприятие.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Клеточка за клеточкой» имеет художественно-эстетическую направленность.
Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – базовый.
Актуальность образовательной программы
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
Педагогическая целесообразность: систематические занятия графическим диктантом с детьми, способствуют развитию мелкой моторики кисти рук, помогут развить познавательные процессы, в том числе мышление и речь, выработать волевые качества, что является гарантией всестороннего развития личности ребенка и успешной подготовки старших дошкольников к обучению в школе. При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовывать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический подход позволяет оптимально организовывать образовательный процесс для детей в учреждении комбинированного вида. Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный, эмоциональное благополучие, которое способствует формированию умения занимать себя. Поэтому в кружковой работе занято 10 детей.
Практическая значимость образовательной программы
Практическая значимость программы: занятия графическим диктантом являются одной из форм изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Принципы отбора содержания образовательной программы.
Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- -принцип комплексного подхода.
Отличительные особенности программы Отличительной особенностью программы по графическому диктанту является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему
Цель образовательной программы.
дополнительной общеобразовательной программы графический диктант «Клеточка за клеточкой» - формирование умений и создание условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.
Задачи образовательной программы
Образовательные:
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обучать различным приемам работы с бумагой и карандашом.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Учить ориентироваться на листе бумаги.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к графическому диктанту.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей 5-6 лет, посещающих МАДОУ ЦРР д/с № 40, группу №6.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 10-15 человек.
Формы обучения по образовательной программе
Форма обучения – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 34 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Объем и срок освоения образовательной программы
Срок освоения программы – 1 года.
На полное освоение программы требуется 31 часа, включая индивидуальные консультации.
Основные методы обучения
В процессе обучения используются различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит вид деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Планируемые результаты
В результате обучения у детей будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Ребенок научится: слушать и понимать обращенную речь, проговаривать последовательность действий, действовать по алгоритму и по памяти, включаться в творческую индивидуальную и групповую работу.
Дети получат возможность научиться: работать индивидуально и в группе, оценивать правильность выполнения работы, формулировать свою позицию в устной речи, задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества, быстро ориентироваться в пространстве, использовать в практической деятельности сформированные графические навыки, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
У обучающихся могут быть развиты следующие личностные качества: произвольное внимание, пространственное воображение, мелкая моторика пальцев рук, координация движений. Дети станут более внимательными, усидчивыми, у них расширится кругозор, словарный запас.
В результате реализации программы, обучающиеся будут знать много чистоговорок, поговорок, загадок, закрепят навыки счета.
В результате реализации программы, обучающиеся будут уметь правильно держать карандаш, ориентироваться на листе бумаги, будут сформированы навыки графического письма.
Механизм оценивания образовательных результатов.
Освоение Рабочей программы «Клеточка за клеточкой» не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестации детей. При её реализации оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики /мониторинга/.
Особенности проведения педагогического мониторинга
Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребёнка и используется при решении следующих задач:
• индивидуализации образования / в т. ч. поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития/;
• оптимизации работы с группой детей;
Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим педагогический мониторинг:
• не содержит каких-либо оценок развития ребёнка, связанных с фиксацией образовательных достижений;
• позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;
• учитывает зону ближайшего развития ребёнка по каждому из направлений;
• позволяет рассматривать весь период развития ребёнка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
• Составление альбома тематических работ.
• Проведение выставок детских работ (тематические, авторские).
• Инсценировка детских художественных произведений.
• Диагностика умений, навыков работы по клеточкам.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.
Материально - технические условия.
Материально-техническая база:
- групповая комната (столы, соответствующие санитарным нормам СанПин;
- образцы поделок;
- рабочий материал.
Внешние условия:
- организация выставок.
Перечень используемого рабочего материала:
• Непосредственно рабочая: бумага в клеточку, карандаши.
• Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.
• Клей (для дополнительной аппликативной обработки)
• Папки для работ детей.
Педагог реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Уровневая дифференциация образовательной программы – ознакомительный уровень
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1 год обучения (31 часа, 1 часа в неделю)
Сентябрь
1 Знакомство
(1час) Загадки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Познакомить детей с листом в клеточку, учить ориентироваться на листе бумаге
2 Собака
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Учить детей находить обводить предмет по клеточкам
Октябрь
1. Грузовая машина
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Учить рисовать простые элементы, проводить линии сверху вниз.
2. Корабль
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Учить рисовать простые элементы, проводить линии сверху вниз, развивать мелкую моторику рук.
3. Замок
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Учить рисовать простейшие геометрические узоры по инструкции.
4. Ключ
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Учить рисовать простейшие геометрические узоры по инструкции.
Ноябрь
1. Дом
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, рисовать простейшие геометрические узоры по инструкции.
2. Самовар
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, рисовать простейшие геометрические узоры по инструкции.
3. Верблюд
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Закрепить понятие «лево», «право», учить штриховать в заданном направлении.
4. Змея
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Учить рисовать волнистые линии, не выходя за контур, развивать мелкую моторику.
Декабрь
1. Жираф
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Упражнять в штриховки в заданном направлении.
2. Ёлка
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Учить обводить по пунктирным линиям, писать простые геометрические диктанты, совершенствовать умение угадывать предмет по описанию.
3. Дерево
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Учить обводить по пунктирным линиям, писать простые геометрические диктанты, совершенствовать умение угадывать предмет по описанию.
4. Бабочка
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Учить обводить по пунктирным линиям, писать простые геометрические диктанты, совершенствовать умение угадывать предмет по описанию.
Январь
1. Попугай
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Закреплять умение проводить прямые наклонные линии, дорисовывать изображение, совершенствовать умение согласовывать речь с движением.
2. Кенгуру
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Закреплять умение писать диктант под диктовку, согласовывать речь с движением, упражнять в провидении волнистых линий.
3. Слон
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Закреплять умение писать диктант под диктовку, согласовывать речь с движением, упражнять в провидении волнистых линий.
Февраль
1. Цветок
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Упражнять в провидении линий по пунктирам вправо и влево, совершенствовать умение писать графические диктанты.
2. Петух
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Учить писать графические диктанты по схеме.
3. Танк
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Продолжать учить писать графические диктанты по схеме.
4. Белка
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги, учить писать графические диктанты по схеме.
Март
1. Паровоз
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, писать графические диктанты по схеме.
2. Олень
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Продолжать учить детей рисовать узоры, дорисовывать изображение, совершенствовать умение согласовывать речь с движением.
3. Лист
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Продолжать учить детей рисовать узоры, дорисовывать изображение, совершенствовать умение согласовывать речь с движением.
4. Самолет
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Совершенствовать навык закрашивать предметы, писать графические диктанты по схеме.
Апрель
1. Страус
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Упражнять в выкладывании предметов из счетных палочек, писать графические диктанты по схеме.
2. Заяц
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Упражнять в закрашивании рисунка, закреплять умение писать графические диктанты.
3. Кошка
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Упражнять в закрашивании рисунка, закреплять умение писать графические диктанты.
4. Рыбка
(1час) Продолжать учить детей рисовать узоры, дорисовывать изображение, совершенствовать умение согласовывать речь с движением.
Май
1. Зонтик
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Продолжать учить детей рисовать узоры, дорисовывать изображение, совершенствовать умение согласовывать речь с движением.
2. Итоги
(1час) Загадки, скороговорки
Пальчиковая гимнастика
Физминутка
Совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги, учить писать графические диктанты по схеме.
Задачи:
Предметные:
- учить ориентироваться на листе бумаги;
- продолжать учить правильно держать карандаш;
- формировать у детей навыки графического письма;
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений;
- формировать активную речь ребенка, пополнять словарный запас новыми понятиями.
Метапредметные:
- формировать и развивать внимание, память, пространственное воображение и мышление;
-совершенствовать работу слухового, зрительного и тактильного анализаторов.
Личностные:
- воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие;
-воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к труду других обучающихся.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ Режим деятельности Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«В стране оригами»
1 Возраст 5-6 лет
2 Начало учебного года сентябрь
3 Продолжительность учебного периода 31 недель
4 Продолжительность учебной недели 5 дней
5 Количество занятий в неделю 1 раза в неделю
6 Количество часов 31
7 Окончание учебного года май
8 Период реализации программы 1 года
План воспитательной работы
Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:
• гражданско-патриотическое;
• нравственное и духовное воспитание;
• воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
• интеллектуальное воспитание;
• здоровьесберегающее воспитание;
• правовое воспитание и культура безопасности;
• воспитание семейных ценностей.
Используемые формы воспитательной работы:
Методы: беседа, мини-викторина, моделирование, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый.
Планируемый результат: повышение мотивации к изобретательству и созданию собственных конструкций; сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.
Календарный план воспитательной работы
№
п/п Название мероприятия, события Направления воспитательной работы Форма проведения Сроки проведения
1. Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютерами робототехническим конструктором, правила
поведения на занятиях Безопасность и здоровый образ жизни В рамках занятий Сентябрь
2. Игры на знакомство и командообразование Нравственное воспитание В рамках занятий Сентябрь-май
3. Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию Гражданско-патриотическое воспитание, нравственное
воспитание В рамках занятий Сентябрь-май
4. Защита проектов внутри группы Нравственное воспитание, трудовое воспитание В рамках занятий Октябрь-май
5. Участие в соревнованиях различного уровня Воспитание интеллектуально-
познавательных интересов В рамках занятий Октябрь-май
6. Беседа о празднике «День защитника Отечества» Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное
воспитание; воспитание семейных ценностей В рамках занятий Февраль
7. Беседа о празднике «8 марта» Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное
воспитание; воспитание семейных ценностей В рамках занятий Март
8. Открытые занятия для родителей Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
интеллектуальное
воспитание; формирование коммуникативной культуры В рамках занятий Декабрь, май
Список литературы:
1. Голубь В. Т. Графические диктанты. Практическое пособие для занятий с детьми. ФГОС. Издательство М – Книга, 2021 г.
2. Жукова О. С. Графические диктанты/ О. С. Жукова – Москва: Издательство АСТ, 219 – 32 с. : ил. – (365 дней до школы).
3. Овчинникова Т. С. "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду". Издательство: Каро, 2017 г. Серия: Мастер-класс логопеда.
4. Рахманова Е. М. «Готовимся к школе. Графические диктанты для подготовки руки к письму». Издательство: Литера, год издания: 2018, 96 стр.
5. Трясорукова Т. П. "Загадки, считалки, скороговорки для детского сада». Издательство: Феникс, 2021 г., 127 стр.
6. Шевелёв К. В. «Графические диктанты. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. ФГОС ДО». Издательство: Просвещение/Бином, 2021 г.