татьяна токарева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Орг. момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
Занимают свои места
Актуализация знаний
Игра «Найди лишнее слово».
У каждого ученика в конверте набор слов. Необходимо найти лишнее и магнитом прикрепить его к доске:
курица, гусь, индюк, олень;
коза, овца, лошадь, лось;
собака, кошка, волк, овца;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
корова, лось, коза;
лиса, утка, петух;
- Я знаю, что вы любите отгадывать загадки, кроссворды. Давайте вместе с вами попробуем это сделать:
1. У меня большая грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка,
Кто же я?.
2. Спереди — пятачок,
Сзади — крючок,
Посредине спинка,
А на ней щетинка …
3. Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует,
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко ….
4. Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
Как зовут его – …
5. Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день,
Называется …
л о ш а д ь
с в и н ь я
к о р о в а
и н д ю к
о л е н ь
- Ребята, а какое слово у нас получилось в центре кроссворда?
дикие
- Посмотрите внимательно, соответствует ли это действительности?
да!
- Почему? В кроссворде в основном домашние животные и домашняя птица. Какая?
- А может быть, вы найдете здесь лишнее слово?
- А к каким животным относится олень?
- Назовите еще несколько диких животных.
- Что у них общего?
- Кто дает им пищу?
- Кто их защищает от врагов?
- Кто заботится об их потомстве?
А теперь я прошу вас обратить внимание на доску, на ваши помещенные на ней карточки, определите:
- Какие животные представлены на карточках? Как их можно назвать одним словом?
- Какое слово встречается чаще других.
- а что вы знаете об оленях?
- Может быть, кто-то из вас догадался, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?
- А как правильно мы запишем тему урока?
Учитель, обращая внимание ребят на план урока на доске, говорит:
- Сегодня мы познакомимся с диким животным оленем, узнаем о его внешнем строении, о том, чем он питается, какую пользу приносит человеку.
Благородный олень- древнейший обитатель лесов.
Рога украшают голову самца, причём украшения, т. е. рога меняются каждый год: к началу весны старые рога отпадают, и на их месте начинают расти новые. Молодые рога называются – ПАНТЫ. На ощупь они мягкие, покрытые бархатистой кожей, растут быстро и к концу лета становятся твёрдыми.
В это время олени чешут рога об деревья, пока не счистят уже не нужную кожу. Чем старше и сильнее животное, тем рога у него красивее, тяжелее, ветвистее. У молоденьких оленей рога не разветвлённые, острые и прямые, как спички. У самок оленей рогов нет.
Олень- крупное, изящное животное с тонкой длинной шеей и стройными рогами.
- Как вы понимаете слово «изящный»
Тело оленя покрыто густой грубой шерстью.
Оленята раскрашены пёстро: на спинках у них белые круглые пятнышки. Каким цветом оленёнок? Какие ушки, мордочка, ножки?
- Давайте на время представим, что вы художники. У вас на партах рисунок оленёнка. Раскрасьте его, пользуясь фотографией на экране.
- Посмотрите на оленью семью. Назовите взрослых особей и маленьких
- А сейчас послушайте следующее задание:
- У вас на партах лежат конверты. Высыпите на стол содержимое конвертов. Соберите мозаику. Кто быстро и правильно справится с заданием будет помогать мне у доски.
- Кто у вас получился?
-По каким частям вы собирали оленя?
-Назовите части тела животного.
Физ. минутка
- Немножко отдохнем! Встаньте около своих парт и повторяйте движения и слова за мной:
Мы бабу снежную лепили,
Чтоб краше не было ее.
Лопатами весь снег собрали,
Не позабыли ничего.
Сначала ком большой скатали
И плотно этот ком прижали.
Второй поменьше был размером.
На первый он уселся смело.
А третьим – голова была
И участи своей ждала.
Лицо украсили морковкой,
И угольками вместо глаз.
Прорисовали ротик ловко,
Смотрели в профиль и анфас.
На голову ведро надели,
Украсили его пером.
Метлу воткнули для порядка
Трудились дружно всем двором!
Продолжение работы по теме урока
Олени живут в лесах и в горах. Питаются олени листвой, ветвями, корой деревьев и кустарников, поедают хвою сосны и ели. Летом животные предпочитают есть травы, причём едят они в любое время суток. А вот зимой кормятся обычно ночью и питаются желудями, которые добывают из-под снега, так же в пищу идут каштаны, всевозможные орехи, семена растений. Олени прекрасно разбираются в свойствах самых различных растений.
Когда двум группам благородных оленей – больным и здоровым, дали одни и те же травы, то здоровые съели всё без разбора, а вот больные выбрали только те травы, которые могли им помочь.
- К какой группе диких животных относится олень?
-Природным врагом благородного оленя является волк. Как правило, взрослого оленя одному хищнику трудно добыть, с крупной особью справляется только стая. Защищаются олени с помощью копыт, а самцы ещё и рогами. Также охотятся на оленей тигр, леопард, рысь, росомаха, медведь. В основном добычей хищников являются молодые оленята или ослабленные и больные олени.
-Чем питаются олени?
- Кто является врагом оленей?
- Как защищаются олени?
- Сейчас поиграем в игру и узнаем, кто был внимательным.
- На доске 10 квадратиков с цифрами. Вы выбираете любой номер квадрата. Открывается слово. С данным словом вы должны составить предложение об оленях
(рога, оленята, части тела, лес и горы, питание летом, враги, защита, питание зимой, внешний вид, семья.)
- Мы сейчас с вами говорили о благородном олене, а есть ещё олень-северный.
- Как вы думаете, почему его так назвали?
-Да большую роль в жизни народов Севера играет северный олень. Это животное Даёт человеку всё, что нужно для жизни: пищу (молоко, сыр, мясо, из шкур оленей и шерсти шьют и вяжут одежду и обувь, упряжки, даже жилища.
Северный олень- очень сильное животное. Зимой запряжённый в сани олень мчится со скоростью 10-12 км/ч. Может перевозить до 100 кг.
- А знаете почему олень выживает на Севере?
Ведь там очень холодно.
- К зиме олень отращивает прекрасную, тёплую шубу из тонкого пуха и более грубых волос. Несмотря на то, что она кажется тяжёлой и массивной, она сравнительно лёгкая, пушистая и необычайно тёплая. Снег, упавший на такую шубу, не тает, не тает он и под лежащим оленем. Это значит, что животное почти не теряет тепло. Мех защищает оленя не только от холода, но и от дождя, мокрого снега. И даже когда олень плывёт, шерсть его не промокает.
Также, как и у благородного оленя голову северного оленя украшают рога. И рога есть не только у самцов, но и у самок. Также северный олень каждый год сбрасывает рога, заменяя их новыми.
Питается северный олень лишайниками и ягелем- основной зимний корм животного.
- Что вы запомнили о северном олене?
- Наш урок подходит к концу.
- Давайте с вами подведём итог урока.
Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал о …
Теперь я смогу рассказать своему другу о …
Самым интересным мне показалось …
Самым трудным было …
А теперь я предлагаю вам оценить урок.
- У вас на столах лежат листья зелёные и коричневые и снежинка. На доске олень. Накормите оленя.
- Если урок понравился, и вы узнали много нового-прикрепите зелёный лист.
- Если урок понравился, но нового вы ничего не узнали-прикрепите коричневый лист.
- Если вам урок не понравился, и вы скучали-прикрепите снежинку. Ответы детей
Подведение итогов урока
- Что нового и интересного вы узнали вы узнали на уроке?
- Что вам понравилось и запомнилось на уроке?
- А кто вспомнит, что обозначают слова: панты, изящный, ягель, лишайники?
Д/з выучить загадки об оленях.
Оценки работы учащихся на уроке.