девочка
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Согласный звук [Ш], буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Согласный звук [ш], буква Ш»
Задачи: познакомить с буквой Ш; закрепить навык произношения звука Ш в словах;
развивать навык звукового анализа, деление на слоги; развивать графические навыки;
развивать фонематический слух; развивать речевую активность, внимание, воображение, мышление; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении задания;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Согласный звук [Ш], буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: карточки для характеристики звука, картинки со звуком Ш, линейки и фишки для звукового анализа, дидактическая кукла (мышь, буква Ш, слоги, алфавит на каждого ребенка, счетные палочки,
Ход занятия
Орг. момент. Речевое приветствие.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
-Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.
– Вы хотите все заниматься? (Да)
– Значит, будем заниматься.
- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
Мотивация.
Слышится сильный вой ветра (У,-У,-У)
-Что это?
Слышится «караул», «караул».
-В каких случаях кричат «караул». Когда просят о помощи. Когда кто-то попал в беду.
-Наверное кто-то попал в беду и ему нужна наша помощь.
Воспитатель находит листок, зачитывает его содержание:
У меня стряслась беда
Помогите, детвора,
В детский сад ворвался ветер
Всё разрушил, разбросал,
Звук в словах заколдовал.
-Ребята, какой-то звук попал в беду. Ему нужна наша помощь.
-А какой звук попал в беду догадайтесь сами.
-Посмотрите, ветер всё разбросил, раздул и принёс нам в группу вот это. (На ковре лежат разрезные картинки)
-Что это такое? Это разрезанные картинки.
-Из картинок наверно нужно что-то сложить? (Дети складывают разрезные картинки – шарф, шуба, шапка)
-Теперь я назову эти предметы, а вы внимательно послушаете. (Воспитатель перечисляет картинки, выделяя звук "Ш").
-В звучании этих слов повторяется один и тот же звук. Какой? Звук «Ш»
-Так какой звук у нас попал в беду? Звук "Ш".
-А чьи эти вещи мы узнаем, отгадав загадку.
Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки. (мышка)
- Ребята, этого мышонка зовут Шуша. Это его вещи разнес ветер. Он просит нас с вами ему помочь.
Целеполагание.
-Какую помощь просит у нас мышонок Шуша?
Основная часть.
Сегодня на занятии мы будем закреплять произношение звука [ш], но перед этим мы вместе с мышонком сделаем артикуляционную гимнастику
Артикуляционная гимнастика.
Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки,
По сравнению с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Мы все ему улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).
Характеристика звука «Ш».
-Ребята, наш гость Шуша очень страшный шалун. Залезает Шуша под шкаф и шуршит там: шур – шур – шур
– Ребята, как шуршал Шуша?
– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.
– Какой звук стоит в начале этих слов?
– Давайте произнесем его.
– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?
– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?
– Верно, они круглые как бублик.
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?
– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук [ш].
– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.
– Воздух теплый.
– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.
– Ребята, а звук [ш] какой он : гласный или согласный?
– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?
– Глухой.
– А звук [ш] твердый или мягкий?
– Да, верно, звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.
- Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? (фишкой синего цвета).
Дидактическая игра: «Поймайте звук» (хлопками)
а) ш, к, т, ш, п
б) ша, та, ши, ны,шо
в) шуба, кукушка, дом, машина, цветок, Машенька.
Работа над скороговоркой
«Шапка да шубка — вот и весь Мишутка»
Физминутка. «Мышонок»
Прыг –да скок, прыг – да скок
Мышка прыгнула на пенек.
В барабан она громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки, подтянись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках прыг-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Определение положения звука в словах.
На столе разложены картинки.
- Ребята, посмотрите какое интересное задание для нас приготовил мышонок.
-Девочкам нужно выбрать картинки, где звук [ш] в начале слова, мальчикам,
где звук [ш] в середине слова. штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка.
- Девочки как одним словом можно назвать все картинки, который вы нашли (одежда).
- Мальчики, а как у вас можно все картинки назвать одним словом (животные).
Игра «Собери из звуков слово».
-Ребята давайте поучим нашу гостью ловить звуки и собирать их в слова. Приготовились: д-у-ш - душ (где спрятался звук ш в этом слове, М-а-ш-а, ш-у-б-а.
Звуковой анализ слова. Сколько звуков слове ШУБА? Назовите гласные звуки, согласные.
Возьмите звуковые линеечки и выложите это слово. Проверьте работу друг у друга.
Знакомство с буквой Ш.
– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. (ша)
На что похожа буква Ш (ответы детей)
Маша сено ворошила
Вилы в сене позабыла! (картинка)
- Сколько элементов в этой букве? (считаем вместе)
Прописывание буквы в воздухе.
Выкладывание буквы (из палочек)
Пойдем, Шуша, посмотрим у кого получилась красивая буква.
Чтение слогов: (аш. ша,уш. шу,ош. шо).
Итог.
- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
Что ещё нового узнали?