Ольга Николаевна Свечникова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Наши гости-обезьянки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе
"Наши гости-обезьянки"
Цель: ознакомление со звуками [к], [кь] и буквой К.
Задачи:
1. закрепить навыки произношения и различения звуков [к], [кь] в слогах, словах;
2. учить детей выделять (на слух и произносительно) звуки [к], [кь] в различных позициях в словах;
3. учить подбирать слова со звуками [к], [кь] с наглядной опорой и без таковой (по памяти);
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Наши гости-обезьянки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обезьяны и мартышки. Конспекты
- Обезьяны, мартышки
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
4. учить звуковому анализу и синтезу обратных слогов, преобразовывать их в прямые слоги;
5. учить детей синтезировать слова с помощью зрительных символов звуков;
6. продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
7. закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков: синие символы – твердые согласные, зеленые символы – мягкие согласные;
8. познакомить с буквой К, как письменным знаком согласных звуков [к], [кь];
9. учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
10. формировать навык самоконтроля и самооценки;
Ход занятия.
Дети входят в кабинет, здороваются с гостями, подходят к логопеду.
1. Организационный момент.
Садится тот, кто определит первый звук в следующих словах:
аист, индюк, улитка, эхо, автомат, овощи.
Какие это звуки? Почему? Какого гласного звука не хватает? [ы]. Почему?
2. Знакомство с гостями занятия.
Выделение согласных звуков [к] и [кь].
Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли две симпатичные обезьянки.
Их зовут КЕША и КУЗЯ.
Они хотят познакомить вас с новыми звуками и буквой.
Чтобы узнать эти звуки нам нужно выделить в их именах первый звук.
Дети выделяют: [к], [кь].
Какой первый звук в слове КУЗЯ? Каким цветом мы обозначим этот звук? Почему?
Какой первый звук в слове КЕША? Каким цветом мы обозначим этот звук? Почему?
3. Артикуляция звуков [к], [кь].
Давайте, ребята, произнесем эти звуки еще раз и посмотрим как работает наш речевой аппарат при этом.
Работа с зеркалами.
Уточнение артикуляции звука: зубки разомкнуты, губки улыбаются, а язычок не хочет выпускать воздух, выгнулся и прижимается к небу. Когда воздух прорывается сквозь преграду, язычок сердится и стучит по небу.
А если звук мягкий, то язычок меньше прижимается к небу и преграда слабее, чем у твердого звука.
4. Характеристика звуков.
Какие же у нас получились эти звуки:
[к] - согласный, глухой, твердый;
[кь] – согласный, глухой, мягкий.
Какими символами мы их обозначим: зеленая и синяя туфелька.
5. Развитие фонематического слуха.
Сегодня нам предстоит много раз произносить звуки [к], [кь].
Давайте сейчас потренируемся.
Повторите точно за мной:
Четко, громко, не торопясь, проговорите стихи со звуком [к] :
АК-АК-АК, вот какой гамак.
ОК-ОК-ОК, вот какой каток.
УК-УК-УК, вот какой индюк.
КИ-КИ-КИ, вот какие индюки.
КА-КА-КА, у Кати муха.
КУ-КУ-КУ, я куплю муку.
Молодцы, повторили все точно.
6. Дифференциация звуков [к], [кь] в словах.
Ребята, а вы знаете какое сейчас время года?
Посмотрите на наших обезьянок. Наверное им холодно без одежды. Давайте подарим им ее. Только дарить будем Кузе, ту одежду, где есть звук [к], а Кеше – где звук [кь].
( У детей на столах картинки: кеды, варежки, комбинезон, кофта, шапка, ботинки).
Вы хорошо справились с этим заданием.
7. Дидактическая игра «Узнай слово». (игра с мячом).
Обезьянки тоже хотят с вами поиграть. Они загадают вам слова, в которых нет первого звука. Я буду бросать вам мяч с загадкой, а вы отгадаете, назовете слово целиком и бросите мяч мне.
Словарный материал: …от, …ит,. они, …озы, …омпот, …епка, …ирпичи, …ролик.
8. Игра «Узнай зашифрованное слово».
Ребята, у обезьянок есть зашифрованные слова и картинки к ним, но они не умеют читать по символам звуков и просят нас прочитать слова и найти к ним соответствующую картинку.
На доске слова из символов и картинки. Дети читают слово и подбирают к нему картинку.
Ребята, мы хорошо справились с заданием обезьянок: прочитали все слова и нашли к ним картинки.
9. Знакомство с буквой К.
Ребята, с какими звуками мы сегодня встретились?
С помощью эти звуки мы можем записать символами, а как еще можно записать слова, чтобы всем было понятно?
Сегодня мы познакомимся еще с одной буквой. Это буква К, она обозначает целых два звука: [к] и [кь].
Давайте посмотрим на неё.
- Из каких частей можно построить эту букву?
- Сколько всего в этой букве частей?
- Напишите эту букву в воздухе.
- Выложите букву из палочек.
- Найдите букву К среди других.
- Возьмите листочки бумаги и фломастеры и обведите, а затем напишите букву К.
- Какая буква у вас получилась? Какого цвета? А какой звук обозначаем этим цветом?
- А теперь придумайте слова, в которых был бы звук [к] или [кь].
10. Анализ и синтез слогов.
АК, УК, ИК, ОК, ЭК, КА, КУ, КИ, КО, КЭ, АУК, АКИ.
Назовите слова, в которых встречались бы эти слоги. (актер, гамак, рак, икра, старик, экскаватор, катер, катушка, собака, курица, кукушка, кит, Кира, кино, кирпич, сочок, каблучок, кони, Коля и др.)
11. Работа со схемами слов.
Выложите схему слов из красных, синих, зеленых квадратиков.
КИТ, КОТ, МАК, МАКИ.
12. Итог занятия.
Ребята, наше занятие подошло к концу. Кто приходил к нам в гости сегодня? С какими звуками мы сегодня познакомились? Какой буквой они обозначаются? Нашим обезьянкам понравилось занятие. А вам оно понравилось?