Ольга Сысоева
НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «В гости к героям сказки «Три медведя»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;
Различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки.
Учить детей вычленять словесные ударения и определять его место в слове.
Закреплять умение называть слова с заданным звуком.
Продолжать развитие фонематических представлений. Характеризовать звуки «М», «Мь» по артикуляционным и акустическим признакам.
Методы и приё мы:
Словесный:
Беседа, вопросы, повторение, чередование индивидуальных и хоровых ответов, комментирование
Практический:
Публикация «НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „В гости к героям сказки „Три медведя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Три медведя», сказка
- Темочки
Речевые упражнения, психогимнастика, физминутка, сочетание речевых ответов с практической деятельностью
Наглядный:
Просмотр иллюстраций, схем.
Материал:
Демонстрационный:
Карта – схема (5 звуковая).
Фишки: красные, синие, зелёные, черные.
Указка, фланелеграф.
Картинки - Машенька, 3 медведя
Предметы заместители – 3 круга коричневого цвета
Шкатулка.
Домики: синий, зелёный, красный.
Раздаточный:
Полоска с пятью клеточками.
Фишки: красные, синие, зелёные, черные.
Указка.
Фишки для словесной игры.
Предварительная работа:
Чтение р. н. с. «Три медведя»
Словесная игра «Скажи наоборот», «Придумай слово на заданный звук», «Что можно петь?» «Покажи фишку».
Заучивание стихов, чистоговорок, физкульминуток.
Литература:
Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной группы под ред. Л. А. Венгер., Москва. Издательство “Гном и Д” 2002 г.
Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов6 пособие для логопедов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003»
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Воспитатель:
“Погляди вокруг себя,
Как прекрасна та земля,
Где живешь сейчас малыш,
В детский сад с утра спешишь.
По дороге проходя, сказку
Встретишь иногда,
Ну, а дальше чудеса!”
Ребята, а вы помните сказку «Три медведя»? Как зовут героев этой сказки?
Изобразите сердитого медведя. Покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку.
Как обрадовались возвращению Машеньки её родители.
Итак, я приглашаю вас в сказку.
Воспитатель:
Это Машенька из сказки. Сегодня мы побываем с ней в гостях, а у кого догадайтесь сами?
(Волшебная шкатулка – достаю героев из сказки «Три медведя»)
Воспитатель:
«Маша в чаще заблудилась
К трём медведям в дом явилась,
Суп у мишки похлебала,
Стульчик маленький сломала»
В каких словах вы слышали звук «М»?
Дети: Маша, маленький, дом, сломала.
Воспитатель:
Какой это звук? В каком замке поселился этот звук? (В Синем)
Воспитатель:
В каких словах вы слышали звук «Мь»?
Дети: Медведям, мишки.
Воспитатель:
Как звучит звук «Мь»? (Мягко, нежно)
Какой это звук? (Мягкий, согласный)
Воспитатель:
Посмотрите, вот какую картинку принесла Машенька. Сколько клеточек нарисовано?
Дети: Пять.
Воспитатель:
Правильно, потому что в слове «мишка» пять звуков. (Читаю слово, ведя указкой под клеточками).
Воспитатель:
Скажите слово так, чтобы мы хорошо слышали 1 - й звук.
Назовите 1-й звук и скажите, какой он?
Ребё нок:
Мь, мягкий согласный звук.
Воспитатель:
Фишкой, какого цвета мы будем обозначать этот звук? (Зелёной)
(Дети самостоятельно выполняют, а потом один ребёнок выполнять у доски)
Воспитатель:
Найдите 2-ой звук и обозначьте его фишкой. Какой это звук?
Дети: В слове «мишка» 2-ой звук «И», это гласный звук, он обозначается красной фишкой.
Воспитатель:
Давайте вспомним песенку о гласных звуках:
Гласные тянутся песенкой звонкой
И-и-и-и.
Могут заплакать и застонать
О-о-о –у-у-у-у
Могут качать в колыбели Алёнку
А-а-а-а.
Могут, как эхо в лесу закричать:
АУ-АУ-АУ!
Могут летать высоко в синеву:
У-а-о-и.
Воспитатель:
Какой 3 –й звук?
Дети: Звук «Ш» - твёрдый согласный звук, обозначается синей фишкой.
Воспитатель:
Какой 4-й звук в слове?
Дети: Звук «К» - это твёрдый согласный и обозначается синей фишкой.
Воспитатель:
Какой 5-й звук?
Найдите самостоятельно и обозначьте фишкой.
Дети:
В слове «мишка» 5-й звук «А» - гласный, обозначается красной фишкой.
(Ребёнок «читает» слово).
Воспитатель:
Произнесите слово так, чтобы хорошо был слышен звук «А», звук «И»
Какой ударный звук в слове «Мишка»?
Дети: В слове «мишка» ударный звук «и».
Воспитатель:
Как и чем мы выделяем и обозначаем ударный звук?
Произнесите слово так, чтобы хорошо был слышен ударный звук «и».
Дети: Выделяем голосом, ударяем голосом по звуку незаметным молоточком, обозначаем фишкой чёрного цвета. \
МИШКА.
Воспитатель:
Послушайте стихотворение:
Ударный звук, ударный звук!
Он назван так недаром…
Эй, невидимка молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит!
Воспитатель:
Давайте поиграем со словом “мишка”. Уберите звук и, мь, ш, а,к.
Физкультминутка.
Наш мишутка потянулся.
Раз - нагнулся,
Два – нагнулся.
Лапы в стороны развёл
Мёду видно не нашёл.
В улей лапой влез и вот
С лапы каплет сладкий мёд.
Воспитатель:
Машенька огорчилась, что сломала стульчик Мишутки. Она решила пойти к медведям, отнести им подарки и попросить прощения. Поможем ей подобрать подарки медведям. Внимание! В их названиях есть звук «М», «Мь».
• Что любят медведи?
Дети: Мёд, малину (мармелад, молоко)
Воспитатель:
А какие игрушки может подарить Машенька?
Дети: Машинку, матрешку, гармонь, мозаику, пирамидку, мотоцикл, самолёт, самокат.
Воспитатель:
Каким, одним словом можно назвать стол и стулья?
Дети: Мебель.
Воспитатель:
Вот мы и пришли к медведям. Машенька прощения попросила и подарки вручила. И решила их научить интересной игре «Назови слово», а мы ей поможем.
Итак, назовите слова, которые начинаются с любого твёрдого согласного звука.
Дети: Бак, бык, гриб, зубы, картошка, лапа, мука, кости, пароход.
(Раздаю фишки за правильный ответ)
Воспитатель:
Молодцы! Много назвали слов.
Вы побывали в гостях у Машеньки и трёх медведей.
Что вам понравилось? Что было для вас трудным?