Любовь Ларькина
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе (6–7 лет) «Буква Рр и звуки [р], [р’]»
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе (6-7 лет)
Тема. «Буква Рр и звуки [р], [р’].»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Социально – коммуникативное развитие; художественно –эстетическое развитие
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе (6–7 лет) „Буква Рр и звуки [р], [р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Вид деятельности детей: речевая, познавательно –исследовательская коммуникативная, игровая, продуктивная
Цель: Ознакомление с буквой Рр и звуками [р], [р’].
Программное содержание. Ознакомление с буквой Рр и звуками [р], [р’].
Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой.
Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Совершенствование навыков конструирования и печатания.
Развитие фонематического представлений (определение начальных и конечных звуков в словах, подбор слов на заданные звуки).
Развитие общей моторики, координации движений, ловкости и подвижности.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с карандашами, материалы для определения места звука в слове, материалы для звукового анализа, конверты со словами.
Предварительная работа. Повторение подвижной игры «Птичьи пятнашки».
Планируемые результаты. Уметь узнавать звуки [р] и [р’] в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, различать их между собой. Уметь производить звуковой
и слоговой анализ слов. Уметь печатать и конструировать букву Р, читать слова и предложения с ней
Структура занятия
I Вводная часть Упражнение «Слушай внимательно». 3мин
II Основная часть 25мин
1. Работа по книге «Мой букварь
2. Подвижная игра «Птичьи пятнашки».
3. «Печатание» буквы Рр в воздухе и в тетради.
4. Упражнение «Закрась квадрат».
5. Упражнение «Составь схему».
6. Упражнение «Пары слов».
7. Составление и чтение предложений из данных слов
8. Составление рассказа из данных предложений.
III Заключительная часть 2мин
Длительность 30мин
Ход занятия
I Вводная часть
Упражнение «Слушай внимательно».
Сообщение темы занятия.
Воспитатель встречает детей, организует приветствие с ними, предлагает им встать возле стульчиков. Перед каждым ребенком лежит картинка (лебедь, галка, голубь, клёст).
- Рассмотрите картинки, вспомните названия изображенных на них птиц, внимательно слушайте меня. Сначала сядут те дети, в названиях птиц у которых есть звук [л].
Дети выполняют задание.
- Теперь сядут те дети, в названиях цветов у которых есть звук [л’].
Дети выполняют задание.
- Молодцы! Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуками, которые она обозначает, будем играть и читать.
Воспитатель убирает картинки.
IIОсновная часть.
1. Работа по книге «Мой букварь». Воспитатель раздает детям «Мой букварь».
- Откройте буквари там, где лежит закладка. В верхней части страницы слева вы видите букву Рр. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой нарисованы синий и зеленый кружки?
(Значит буква Рр обозначает твердый звук [р] и мягкий звук [р’]).
- Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите по очереди эти звуки. Определите, это глухие или звонкие согласные.
Дети кладут руку на горлышко и произносят звуки [р] и [р’].
(Звуки [р] и [р’] — звонкие.)
- Верно. Звуки [р] и [р’] — звонкие согласные. Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней.
Рыжий Ромка очень рад:
У него родился брат.
Воспитатель ставит на стол контейнер с карандашами.
- Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все буквы Рр.
Дети выполняют задание.
- Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Какие цветы в букете у Раи! Назовите их и определите место звука [р] в их названиях.
1-й р е б е н о к. Роза. Звук [р] в начале слова.
2-й р е б е н о к. Астра. Звук [р] в середине слова.
3-й р е б е н о к. Нарциссы. Звук [р] в середине слова.
4-й р е б е н о к. Ромашка. Звук [р] в начале слова.
1-й р е б е н о к. Настурция. Звук [р] в середине слова.
- А сейчас прочитайте слова с новой буквой на следующей странице.
1-й р е б е н о к. Рак.
2-й р е б е н о к. Рад.
3-й р е б е н о к. Дар.
4-й р е б е н о к. Рама.
1-й р е б е н о к. Рука.
2-й р е б е н о к. Раки.
3-й р е б е н о к. Мир.
4-й р е б е н о к. Рыба.
1-й р е б е н о к. Двор.
2-й р е б е н о к. Топор.
3-й р е б е н о к. Забор.
4-й р е б е н о к. Ковер.
1-й р е б е н о к. Трава.
2-й р е б е н о к. Брат.
3-й р е б е н о к. Грабли.
4-й р е б е н о к. Врач.
1-й р е б е н о к. Рис.
2-й р е б е н о к. Ирина.
3-й р е б е н о к. Бритва.
4-й р е б е н о к. Руби.
1-й р е б е н о к. Говори.
2-й р е б е н о к. Кричи.
3-й р е б е н о к. Рубил.
4-й р е б е н о к. Говорил.
1-й р е б е н о к. Кричал.
2-й р е б е н о к. Рубит.
3-й р е б е н о к. Говорит.
4-й р е б е н о к. Кричит.
- И наконец, прочитайте предложения.
3-й р е б е н о к. Борис ловит рыбу.
4-й р е б е н о к. Роман купил груши.
1-й р е б е н о к. Марат рубит дрова.
2-й р е б е н о к. Ира собирала грибы.
- Вы отлично читали сегодня. Я горжусь вами.
Воспитатель предлагает детям закрыть буквари и убирает их.
2. Подвижная игра «Птичьи пятнашки».
(Повторение. См. предыдущее занятие.)
Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и встать в круг. Один ребе-
нок-водящий садится на стульчик в дальнем конце помещения. Дети играют
в пятнашки.
3. «Печатание» буквы Рр в воздухе и в тетради.
Воспитатель раздает детям тетради, ставит на столы контейнеры с карандашами и ручками. -Откройте тетради на с. 21. Что вы видите в верхней части страницы?
(Розу, ромашку и букву Рр.)
- Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Рр, какие карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки, и начинайте работу.
Дети выполняют задание. Воспитатель оценивает их работу.
- Теперь возьмите ручки. Давайте напишем четыре больших буквы Р. Посмотрите, как я пишу букву Р на доске. Сначала я пишу палочку сверху вниз. Потом справа от нее вверху я пишу полукруг. «Напишите» так же букву Р в воздухе.
Дети «пишут» букву Р в воздухе.
- Теперь можете написать буквы в тетради.
Дети выполняют задание. Аналогично Воспитатель проводит работу по подготовке к печатанию маленькой буквы р. Дети пишут 4 маленьких буквы.
- Теперь прочитайте и по образцу напишите слова на второй строчке. Обратите внимание, что одно из слов написано с заглавной буквы.
Дети читают и под контролем воспитателя пишут слова.
-Вы очень старались и хорошо выполнили задание. Предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях.
4. Упражнение «Закрась квадрат».
Воспитатель предлагает детям перевернуть страницу.
- Что нарисовано в верхней части страницы?
(Груша, рама, топор)
- Возьмите синий карандаш и закрасьте в каждой полоске под картинкой квадрат, соответствующий месту звука [р] в названии картинки.
Дети выполняют задание. Воспитатель оценивает их работу и убирает тетради и карандаши.
5. Упражнение «Составь схему».
Воспитатель помещает на мольберт картинку с изображением крокуса, ставит на столы контейнеры с фишками для звукового анализа.
- Как называется этот цветок?
(Это крокус)
- Произнесите слово еще раз и выполните его звуковой анализ,выложите звуковую схему слова.
Дети выполняют задание самостоятельно. Воспитатель при необходимости задает контрольные вопросы. Затем он предлагает детям сложить фишки в контейнеры и убирает его и картинку.
6. Упражнение «Пары слов».
Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и берет в руки мяч.
- Последняя игра называется «Пары слов». Будем бросать мяч друг другу. Вы будете вспоминать название цветка, которое начинается с последнего звука, произнесенного мною названия. Подснежник.
1-й р е б е н о к. Крокус.
- Прострел.
2-й р е б е н о к. Ландыш.
- Нарцисс.
3-й р е б е н о к. Сальвия.
- Тюльпан.
4-й р е б е н о к. Ноготки.
-Вот так молодцы. Поаплодируйте себе.
Дети аплодируют. Воспитатель убирает мяч.
7. Составление и чтение предложений из данных слов.
Воспитатель раздает детям конверты со словами.
- Достаньте из конвертов слова, прочитайте их и попробуйте составить из них предложения. Не забудьте, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.
Дети выполняют задание.
-Прочитайте получившиеся предложения.
1-й р е б е н о к. У Ромы попугай Гера.
2-й р е б е н о к. Гера забавный и веселый.
3-й р е б е н о к. Рома кормит Геру орешками.
4-й р е б е н о к. Гера любит Рому.
- Великолепно. Обратите внимание на то, что имя мальчика
и кличка попугая пишутся с заглавной буквы.
8. Составление рассказа из данных предложений.
Воспитатель предлагает детям еще раз прочитать получившиеся предложения.
- А теперь попробуйте все вместе составить из этих предложений рассказ.
Дети выполняют задание.
- Прочитайте получившийся рассказ.
(У Ромы попугай Гера. Гера забавный и веселый. Рома кормит Геру
орешками. Гера любит Рому.)
- Очень хорошо. А как вы назовете этот рассказ?
(Попугай Гера.)
- Хорошо. Сегодня я очень довольна вами.
IIIЗаключительная часть
Воспитатель предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли,
высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.