Богославец Светлана
Применение элементов технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Применение элементов технологии ТРИЗ
На первой ступени дети знакомятся с карточками –признаками. К этим карточкам имеется словарь.
«Поляна признаков»
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Применение элементов технологии ТРИЗ На первой ступени дети знакомятся с карточками признаками](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1773583-1739454466.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 К этим карточкам имеется словарь](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1773583-1739454490.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Поляна признаков](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1773583-1739454503.jpg)
Пособие находится в доступном для детей месте. «Поляна признаков» имеет сюжет, доступный пониманию детей, соответствует возрасту и названию группы - «Полянка», признаки съемные (на прищепках)
Для того, чтобы дети запомнили карточки-признаки, использую игры:
«1,2,3-признак назови!»
Воспитатель по очереди переворачивает карточки, ребенок называет.
Можно играть в парах, кто из детей быстрее назовет.
Еще вариант игры, карточки лежат перед ребенком, воспитатель называет любой признак, ребенок ищет нужную карточку-признак.
«Цепочка»
Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта,ребенок должен его называть. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.
«Волшебный мешочек».
Воспитатель держит мешочек, в котором сложены разные предметы (муляж фруктов, расческа, машинка, камень, мячик и так далее). Дети поочередно опускают руку в мешочек, нащупывают предмет и описывают его опираясь на собственные ощущения (твердый, мягкий, гладкий, шершавый, тяжелый легкий, колючий, если возможно, то описываем форму) затем достаем предмет и продолжаем описывать уже видя (цвет, запах, вкус, материал, место, действие).
«Отгадай-ка»
Воспитатель предлагает поиграть в игру, будто бы с детьми разговаривают предметы, находящиеся в комнате. Предметы будут говорить сами за себя. Для примера, воспитатель описывает предмет не глядя на него, только по описанию дети должны его угадать. Затем загадывают предмет и описывают дети.
«Сравни животных»
Цель: Формировать умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их.
Воспитатель предлагает сравнить из разных сказок животных.
Мишка-(Какой) большой, косолапый, коричневый, толстый, громкоголосый, тяжелый….
Мышка-(Какая)маленькая, серая, быстрая, ловкая….
6)«Кто больше действий назовет».
Мама (Что делает)любит, ласкает, лечит, заботится, готовит, убирает, помогает, работает и так далее.
Машина (Чтоделает)Гудит,едет,везет,мчится,заправляется,ломается,тормозит…
«Что бывает»
Воспитатель бросает мяч ребенку и спрашивает : Что бывает колючим (красным, пушистым, горячим, мокрым, холодным, круглым и т. д. ?
Ребенок возвращает мяч и отвечает: ежик, кактус….
Можно попросить детей предложить свои варианты.
В старшей и средней группе ведущим может быть ребенок.
«Кто как передвигается?»
Воспитатель называет какое-либо животное, а ребенок произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Собака - стоит, сидит, лежит, лает, кусается, спит, охраняет….
Змея - шипит, ползет, извивается, нападает.
Так же, чтобы заинтересовать детей и обратить внимание на признаки предметов, я приобрела пособие «Волшебные лупы».
Волшебные лупы - это незаменимый инструмент для развития речи и мышления у детей дошкольного возраста. Работая с ребятами средней группы, мы столкнулись с проблемой недостаточной связности и информативности их рассказов. Волшебные лупы помогли детям научиться выражать свои мысли четко и ясно, выделять главное и второстепенное в своих рассказах, а также составлять планы и следовать им. Используя волшебные лупы, дети учатся составлять рассказы-описания, что способствует развитию их словарного запаса, грамматического строя речи и логики. Применение волшебных луп включает в себя несколько этапов: Знакомство с предметом. На этом этапе дети рассматривают предмет через лупу, изучают его детали, задают вопросы о предмете. Описание предмета. Дети составляют рассказ-описание предмета, используя полученные знания и информацию, которую они получили через лупу. Планирование рассказа. С помощью лупы дети учатся выделять главные и второстепенные детали предмета, составлять план своего рассказа и следовать ему.
Метод каталога
Применяется в развитии навыков творческого сочинительства, когда дети составляют новый непредсказуемый сказочный сюжет из случайных, выбранных наугад из книги, слов, которые обозначают героев, предметы, действия и т. д.
Как вариант «метода каталога» я использую пособие «Говорящие кубики», случайный выбор подсказывают кубики. На кубиках нарисованы картинки: герой, противник, событие, волшебный предмет, помощник, испытание, локация, финал. Пособие помогает развивать фантазию, воображение, логику, способность последовательно рассказывать свою сказку. Игра имеет 3 варианта. В варианте для детей от 3 лет используются только 4 кубика. В варианте для детей от 5 лет задействованы все 8 кубиков. Вариант для 2-4 игроков усложняется тем, что каждому из игроков придётся не только запоминать, но и пересказывать историю соперников.
Метод «Данетка»
Данетка учит точно и понятно формулировать вопросы, выделять наиболее значимые признаки, систематизировать предметы по общим характеристикам.
Правила: дети отгадывают объект с помощью наводящих вопросов, которые сами же и формулируют, ведущий может отвечать только «да» или «нет». Первоначально ставятся вопросы общего характера (это человек, животное, механизм, растение и т. д., затем более направленные и уточняющие. Сначала воспитатель загадывает предмет, дети задавая наводящие вопросы, сужают круг поиска, таким образом дети должны угадать, о каком предмете идет речь.
Например, (банан)
Это круглое?- Нет.
Это бегает?- Нет.
Это съедобное- Да.
Это красное? - Нет.
Это желтое?- Да.
И так далее.
Кольца Луллия
Эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности (математика, развитие речи, познавательное развитие) и состоит из трёх вращающихся круговых зон:
• малый круг — карточки с изображением объектов, участвующих в сюжетно-ролевой игре (сказочных героев, человек, животное, предмет и т. д.);
• средний круг — атрибуты для игры (кольцо, лампа, волшебная палочка, руль, шприц, нора, гнездо и т. д.);
• большой круг — действия объектов (спасает принцессу, едет, лечит, переносит во времени, заколдовывает, бегает и т. д.).
Варианты игр:
Дидактическая игра «Придумай фантастическую историю или сказку».
Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать фантазию и речь детей.
Ход игры: в данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.
Составить сюжет сказки нужно, рассматривая, например, такие непривычные пары, как Принцесса и Незнайка, Чебурашка и волшебное кольцо, Емеля и аленький цветочек, и т. д.
Дидактическая игра "Мамы и их детёныши"
Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную и речевую активность. Учить находить взрослому животному и птице детёныша, развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.
Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение на верхнем круге, узнаёт детёныша и называет его, Определяет, к каким животным или птицам относятся: к домашним или диким. Затем вращает нижний круг с картинками животных. Находит маму животного, останавливает круг, правильно называет маму и детёныша. (2 круга)
Например: на верхнем круге нарисован поросенок, давайте на нижнем круге найдём маму поросенка.