Уварова Елена
Развитие мелкой моторики у детей с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики — это важный аспект общего развития ребёнка. Оно начинается с самого рождения, когда малыш учится рассматривать свои руки и пытается ими управлять. Позже его учат хватать игрушки, а затем пользоваться ложкой и ручкой.
Различные игры помогают ребёнку осваивать новые навыки: захватывать предметы разных размеров и форм, удерживать их, совмещать два предмета, повторять движения рук за взрослыми, научиться более активным и уверенным движениям пальцев и кистей рук. Кроме того, занятия по развитию мелкой моторики помогают ребёнку стать более уверенным и самостоятельным.
Чем лучше развита моторика, тем лучше развит артикуляционный аппарат, который считается органом речи. Поэтому тонкие движения пальцев существенно влияют на развитие и формирование речи у детей. Чтобы ребёнок быстрее научился говорить, необходимо развивать тонкие целенаправленные движения рук, которые называются мелкой моторикой.
Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием внимания, мышления, воображения, координации, зрительной и двигательной памяти. Развивать мелкую моторику важно, потому что она понадобится ребёнку на протяжении всей его жизни.
Скоординированные и точные движения пальцев и рук необходимы в повседневной жизни для письма и рисования, выполнения бытовых действий, таких как одевание и уборка.
Развитие мелкой моторики у детей следует начинать как можно раньше.
контакт с окружающими. В последние годы вопросу развития мелкой моторики уделяется особое внимание. Это связано с тем, что у многих детей, особенно городских, наблюдается отставание в развитии.
Специалисты разработали множество полезных упражнений, которые можно найти в специальных пособиях.
В отечественной педагогической и психологической науке существует множество работ, посвящённых исследованию ручной моторики у обычных детей и детей с нарушениями развития. Эта тема разрабатывалась такими учёными, как Н. А. Бернштейн, В. А. Сухомлинский, М. М. Кольцова, А. Н. Леонтьев, А. В. Антонова, М. И. Аксёнова, О. С. Бот и другие.
Комплексы упражнений для развития ручной умелости предлагают в своих работах И. К. Шилкова, А. С. Большее, Ю. Р. Силкин, Л. В. Филиппова, О. Ю. Узорова, С. Е. Гаврина и другие.
Исследования Т. А. Власовой, Л. В. Занкова, А. Р. Лурия, М. С. Певзнера и других показали, что нарушения в развитии мелкой моторики являются одним из типичных симптомов нарушения интеллекта при умственной отсталости.
Мелкая моторика — это комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук. В этом процессе участвуют костная, нервно-мышечная и зрительная системы.
К тонкой моторике относятся разнообразные движения: от привычных жестов до самых мелких манипуляций. С точки зрения анатомии, треть двигательной проекции на коре головного мозга занимает проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому так важно развивать мелкую моторику у детей в возрасте 3–4–5 лет: от этого во многом зависит формирование речевых навыков, успехи в учёбе и благополучная социализация ребёнка.
Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего развития ребёнка. На кончиках пальцев каждого человека находятся тонкие нервные окончания, которые отвечают за развитие речи и интеллектуальной сферы в целом. Развитие мелкой моторики способствует не только развитию речи, но и координации движений, мышления и интеллекта.
Хорошо развитая мелкая моторика готовит руку ребёнка к письму и рисованию, а также обеспечивает навыки самообслуживания, ведь без неё невозможно зашнуровать шнурки, застегнуть пуговицы или молнию.
Стоит также отметить, что у детей с проблемами в речи часто возникают трудности с самообслуживанием. Это ещё раз подтверждает прямую связь между развитием мелкой моторики и психическими процессами.
Актуальность ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии ребёнка обусловлена увеличением числа детей с серьёзными отклонениями в здоровье.
В последние годы стал широко использоваться термин «расстройства аутистического спектра» (РАС, который включает в себя не только детский аутизм, но и атипичный аутизм и синдром Аспергера. Для таких детей характерны проблемы с социальной адаптацией и отсутствие навыков общения. Они стремятся избегать общения, не могут играть с другими детьми и не проявляют интереса к окружающему миру. В их поведении наблюдаются стереотипы, страхи и агрессия.
Основой нарушения формирования социальных навыков у детей с РАС является невозможность установить полноценный эмоциональный контакт с окружающими.
У детей с аутизмом есть особенности в игре: они предпочитают играть одни, часто механически и стереотипно манипулируют не игровыми предметами, а бытовыми (крышками, кастрюлями и т. п.). Им интересны блестящие и издающие звуки предметы, а также вода, песок, мелкие камешки, которые они могут перебирать в течение долгого времени.
У ребёнка может быть опережающее речевое развитие, но при этом низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
Такие дети часто двигаются неловко, у них могут быть проблемы с походкой, они могут совершать стереотипные движения (например, вращать руками или локтями, раскачиваться из стороны в сторону, трясти головой).
В интеллектуальной сфере также наблюдается диспропорция: показатели развития вербального мышления больше, чем невербального.
У детей с аутизмом часто есть трудности с развитием моторных навыков. Им сложно бегать, бросать мяч, писать.
Уровень развития моторных навыков у 83% детей с аутизмом ниже среднего. Исследования показывают, что чем ниже уровень развития моторики у ребёнка с аутизмом, тем сильнее у него социальные нарушения и тяжесть заболевания.
У детей с расстройствами аутистического спектра есть проблемы с мелкой моторикой рук и зрительно-двигательной координацией. Это мешает им осваивать навыки письма и другие виды ручной деятельности.
Дошкольники с РАС испытывают трудности с такими видами деятельности, которые требуют точных и скоординированных движений рук, например, рисование, лепка, одевание. Поэтому так важно развивать у детей с РАС точность и координацию движений рук и глаз, гибкость рук и ритмичность.
Дети с проблемами моторики могут испытывать трудности с простыми вещами, такими как чистка зубов, застёгивание пуговиц, молний. Эти вещи важны для самостоятельности и могут вызывать дополнительные проблемы в школе.
Одна из задач — развивать мелкую моторику рук у детей с недостатками.
Игры для развития мелкой моторики важны для всех детей, включая детей с аутизмом. Такие игры помогают развивать зрительно-моторные функции и координацию движений рук. Они также помогают развивать полезные навыки, способствуют развитию мышления и активизируют речь.
Для детей с аутизмом существует широкий выбор материалов для игр, которые позволяют выбрать то, что больше всего нравится ребёнку, и использовать его любимые сенсорные впечатления. Это помогает перевести игру с манипулирования предметами на более сложный уровень, основанный на эмоциях и смысле.
смысл. А его-то как раз и не было в «автоматическом» обучении.
Сегодня мы поговорим о том, как развивать мелкую моторику и эмоционально-смысловую сферу детей с аутизмом.
В первую очередь, необходимо понимать, что игра с ребёнком должна быть осмысленной. Для детей с аутизмом важно, чтобы все, что происходит вокруг, имело смысл и объясняло их личный опыт.
Важно не просто разложить интересные предметы и привлечь внимание к игре с ними, но и создать связь между этими предметами и реальной жизнью ребёнка. Эта связь играет ключевую роль в развитии ребёнка.
Если её игнорировать, то у ребёнка будут развиваться только зрительно-моторные функции, которые действуют на уровне непроизвольных автоматизмов. При этом не будет заметной динамики в освоении прикладных навыков, мыслительных операций или речевом развитии.
Это происходит потому, что такие феномены работают только при наличии понимания смысла происходящего вокруг и выполняемых действий.
Недостаточное внимание к связующим смыслам может дорого обойтись детям с аутизмом. Чем старше они становятся, тем сложнее исправить «парадоксальные» эффекты, которые на самом деле являются катастрофическими последствиями непонимания взрослым сути аутистического расстройства и желания поскорее обучить ребёнка «полезным навыкам», которыми он не сможет свободно пользоваться.
В случае ошибочного подхода к играм с детьми с аутизмом на развитие мелкой моторики это может выражаться в том, что ребёнок будет технично манипулировать материалами, точно складывать, безошибочно классифицировать и правильно конструировать полюбившиеся формы и образы. Однако его действия будут носить механистичный характер. Это станет очевидным, когда он решит сделать то же самое целенаправленно, например, в ответ на просьбу взрослого.
Иллюзия успешности рушится на глазах. Прежняя ловкость и точность куда-то исчезают. Ребёнок не может понять, что делать. Он начинает судорожно перебирать варианты, пытаясь по реакции взрослого угадать верный. В итоге он отказывается от занятия и переключается на действия, никак не связанные с предшествующей просьбой.
В это время происходит нечто невообразимое с его «давно забытой аутостимуляцией». Её интенсивность не просто резко возрастает, а просто зашкаливает.
Многие «обучают» ребёнка «выполнению» кратких инструкций, автоматически связывая внутренне неосознанный алгоритм действий с внешней шаблонной фразой. Проблем с выработкой автоматизмов у детей с аутизмом нет, и результат не заставит себя ждать. Но стоит изменить привычную инструкцию, как ребёнок снова «растеряется».
Почему? Потому что осмысленная реакция на речевую фразу возникает не на слова и их последовательность, а на содержащийся в ней смысл. А его как раз и не было в «автоматическом» обучении.
Сегодня мы поговорим о том, как развивать у детей с аутизмом мелкую моторику и эмоционально-смысловую сферу.
Важно понимать, что игра с ребёнком должна быть осмысленной. Для детей с аутизмом важно, чтобы всё, что происходит вокруг, имело смысл и объясняло их личный опыт.
Необходимо не просто разложить интересные предметы и привлечь внимание к игре с ними, но и создать связь между этими предметами и реальной жизнью ребёнка. Эта связь играет ключевую роль в развитии ребёнка.
Если её игнорировать, то у ребёнка будут развиваться только зрительно-моторные функции, которые действуют на уровне непроизвольных автоматизмов. При этом не будет заметной динамики в освоении прикладных навыков, мыслительных операций или речевом развитии.
Это происходит потому, что такие феномены работают только при наличии понимания смысла происходящего вокруг и выполняемых действий.
Недостаточное внимание к связующим смыслам может дорого обойтись детям с аутизмом. Чем старше они становятся, тем сложнее исправить «парадоксальные» эффекты, которые на самом деле являются катастрофическими последствиями непонимания взрослым сути аутистического расстройства и желания поскорее обучить ребёнка «полезным навыкам», которыми он не сможет свободно пользоваться.
В случае ошибочного подхода к играм с детьми с аутизмом на развитие мелкой моторики это может выражаться в том, что ребёнок будет технично манипулировать материалами, точно складывать, безошибочно классифицировать и правильно конструировать полюбившиеся формы и образы. Однако его действия будут носить механистичный характер. Это станет очевидным, когда он решит сделать то же самое целенаправленно, например, в ответ на просьбу взрослого.
Иллюзия успешности рушится на глазах. Прежняя ловкость и точность куда-то исчезают. Ребёнок не может понять, что делать. Он начинает судорожно перебирать варианты, пытаясь по реакции взрослого угадать верный. В итоге он отказывается от занятия и переключается на действия, никак не связанные с предшествующей просьбой.
В это время происходит нечто невообразимое с его «давно забытой аутостимуляцией». Её интенсивность не просто резко возрастает, а просто зашкаливает.
Многие «обучают» ребёнка «выполнению» кратких инструкций, автоматически связывая внутренне неосознанный алгоритм действий с внешней шаблонной фразой. Проблем с выработкой автоматизмов у детей с аутизмом нет, и результат не заставит себя ждать. Но стоит изменить привычную инструкцию, как ребёнок снова «растеряется».
Почему? Потому что осмысленная реакция на речевую фразу возникает не на слова и их последовательность, а на содержащийся в ней смысл. А его как раз и не было в «автоматическом» обучении.