Виктория Волгина
Встреча семейного клуба на тему «Дорога Жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Встреча семейного клуба "Дорога Жизни"
Здравствуйте, уважаемые родители и дорогие дети!
27 января мы отмечаем памятную дату, день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады! Давайте сегодня мы с вами поговорим о техдавних событиях.
22 июня 1941 года ровно 4 утра без предупреждения германские войска вторглись на территорию СССР. Началась Великая Отечественная война.
В августе 1941 года было принято решение использовать Ладожское озеро для перевозки грузов в Ленинград. За короткий срок войсковые части и рабочие построили пирсы для причаливания судов, произвели дноуглубительные работы, вынули 70 тысяч кубометров грунта. Смогли проложить узкоколейную железную дорогу от причальных линий к основной магистрали, выстроили склады для продовольственных товаров, горючего и боеприпасов, вырыли землянки для различных морских и охранных служб.
А 8 сентября 1941 года немецкие войска замкнули кольцо блокады вокруг Ленинграда. В городе оказалось около 2,5 млн. человек, среди которых было 400 тыс. детей. Гитлеровцы отрезали все пути сообщения к городу. Единственным связующим звеном с большой землей оказалось Ладожское озеро, юго-западное и юго-восточное побережья которого оставались в руках Красной армии.
Протяжённость дороги жизни блокадного Ленинграда составляла порядка 44 км и около 30 из них – по льду Ладожского озера.
В первые дни блокады по Ладожскому озеру доставили около 60 тонн боеприпасов и 800 тонн продовольствия. Обратным рейсом эвакуировали людей. За осеннюю навигацию было вывезено 33 тысяч ленинградцев.
Осенью 3 ноября 1941 года был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи». Но по данному направлению проложить её было невозможно из-за больших проталин во льду. Тогда 19 ноября было принято решение вести дорогу по маршруту «мыс Осиновец — острова Зеленцы с разветвлением на Кобону и на Лаврово».
20 ноября по ледовой Дороге Жизни с Вагановского спуска у деревни Коккорево отправился первый конный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом М. C. Муровым. По прибытии в Кобону на сани было погружено 63 тонны муки. Утром 21 ноября обоз прибыл на мыс Осиновец.
22 ноября в Кобону за продовольствием отправилась первая колонна из 60 автомашин ГАЗ- АА (более известные как «полуторки») под командованием капитана В. А. Порчунова.
«КАЖДЫЕ ДВА РЕЙСА В ДЕНЬ ОБЕСПЕЧИВАЮТ 10500 ЛЕНИНГРАДСКИХ ЖИТЕЛЕЙ. БОРИСЬ ЗА ДВА РЕЙСА» — ЛОЗУНГ ТЕХ ДНЕЙ
За время блокады на ледовой дороге было задействовано четыре тысячи автомобилей. Каждая четвертая, а это тысяча машин, «не вернулись из рейса» — провалились под лед или были расстреляны немецкими самолетами. Несколько десятилетий после войны их доставали со дна Ладожского озера.
Во время движения по дороге водители часто не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть.
Блокадный Ленинград, несмотря на своё бедственное положение, продолжал снабжать фронт вооружением. На Кировском заводе изготавливались танки, которые переправлялись по льду Ладоги самостоятельно. За первые полгода блокады город построил около 700 броневых машин.
Интересные факты о дороге жизни: для прохождения грузовика с тонной груза через озеро по льду, его толщина по всей трассе должна быть не меньше 20 см. Лёд такой толщины в Шлиссельбургской губе Ладожского озера образуется за 11 дней при температуре воздуха -5 °C, или за четверо суток при температуре –15 °C.
22 ноября ледовый покров был настолько хрупким, что двухтонный грузовик вез лишь 2-3 мешка продовольствия.
С конца ноября начались необычайно сильные морозы. Дул свирепый северный ветер, метель заметала дорогу. В этих условиях водители часто теряли ориентировку. В результате, только 29 ноября 1941 года было потеряно 52 автомашины.
Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля, то есть 152 дня. За это время было перевезено 361109 тонн различных грузов, в том числе 262419 тонн продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев и более 35 тысяч раненых. Благодаря этим перевозкам нормы выдачи хлеба были увеличены: на 100 граммов – рабочим и инженерно-техническим работникам, на 75 граммов – служащим, иждивенцам и детям…
В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 километров вдоль Ладожского озера. На освобождённой территории была сразу же сооружена железная и шоссейная дороги. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл.
Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги. Все эти сооружения входят в Зеленый пояс Славы.
1. "Разорванное кольцо". Бетонный памятник возвышается на высоком берегу небольшой речки Лубьи. Он поставлен здесь в память о юных ленинградцах, заплативших своими невинными жизнями за чьи-то вселенские амбиции, глупость и упрямство.
2. "Цветок Жизни". Бетонный памятник возвышается на высоком берегу небольшой речки Лубьи.
3. "Дневник Тани Савичевой" увековечен в граните.
4. Монумент "Катюша".
5. Осиновецкий маяк
6. "Малая дорога жизни". Начиналась Малая дорога жизни от станции Бронка, что рядом с Ораниенбаумом (Ломоносов, по льду через Кронштадт дорога вела к Лисьему Носу и Горской.
7. "Ржевский коридор". Мемориальная трасса, памятник Героической обороны Ленинграда.
8. Памятный километровый знак на железнодорожном перегоне Кушелевка - Пискарёвка, у Богословского кладбища.
9. Памятник-паровоз, работавший на Дороге жизни, установлен на железнодорожной станции Ладожское озеро (1974, архитектор В. И. Кузнецов).
10. Памятник-автомашина «Легендарная полуторка» на 103 км Петрозаводского шоссе, у развилки на Войбокало (1974, архитектор А. Д. Левенков).
Подвижная игра "Перевези груз"
11. "Румболовская гора"
12. Роща «900 берез» - часть мемориала «Цветок жизни», одного из множества памятников, стоящих на всем протяжении Дороги жизни. 900 берез, по одной на каждый день блокады (если быть занудой, то блокада длилась 872 дня, но 900 и запомнить проще, ну и вообще люди любят всё округлять) были посажены в 1970 году. Пока существовала пионерская организация, была и традиция раз в год повязывать березкам галстуки. В новейшее время эту традицию возобновили в 2011 году, 19 мая - в день рождения пионерии, в память о погибших в годы войны пионерах и школьниках.
Интерактивная игра "Звуки блокады"
Сегодня мы предлагаем вам выполнить рисунок "900 берез" в технике правополушарного рисования.
Мастер-класс "900 берез"