Елена Игоревна Чуваева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР «Звуки и буквы А, У, И, О. Предложение»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (подготовительная к школе группа) Тема занятия : "Звуки и буквы А, У, И, О. Предложение".
Цели занятия : 1. Уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звуков А, У, И, О.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР „Звуки и буквы А, У, И, О, Предложение“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2. Закрепление навыка определения места гласного звука в слове (начало, конец, середина); умения условно обозначать гласные звуки на схеме слова (полоска, разделённая на три части) с помощью символов (красный квадрат).
3. Учить детей составлять предложение с опорой на предметы и вопросы логопеда.
4. Познакомить с понятием "предложение", с правилами написания предложения.
5. Познакомить с условно-графической схемой предложения.
Демонстрационный материал: "чудесный мешочек" с буквами (А, У, И, О); картинки, на которых изображены: аквариум, апельсин, окна, уши, узор, кенгуру, икра, иголки, искра, овощи, весло; дидактическая кукла Маша, корзина, огурцы.
Раздаточный материал: картинки с изображением аиста, астры, арбуза, утки, утюга, узла, иголки, ивы, индюка, ослика, острова, окна; схемы слов (полоски, разделённые на три части); квадраты красного цвета; условно-графические схемы предложений на каждого ребёнка (полоски, в начале которых (слева) - уголок, три обычные полоски и точка).
Ход занятия:
Организационный момент:
На ковре разложены картинки изображением вниз: аист, утка, ива; астры, ослик, утюг; арбуз, узел, иголка; индюк, остров, окно (по 3 картинки на каждого ребёнка).
- Возьмите первую картинку, посмотрите, что на ней изображено?
- Какой звук первый? Пропойте его сначала тихо, потом громко.
Основная часть:
Характеристика звуков а, у, и, о:
- Выложите из счётных палочек и ниток буквы А, У, И, О.
- Что вы выложили? (буквы)
- Почему это буквы? (мы их видим и пишем)
- Какие звуки обозначают буквы А, У, И, О? (уточнение артикуляции данных звуков)
- Если воздух проходит свободно, не встречая преграды, как называется такой звук? (гласный)
- Почему А, У, И, О - это звуки? (мы их слышим и произносим)
- Как мы обозначаем гласные звуки? (красным квадратом)
Игра "Кто правильно повторит цепочку звуков?" (АИУО, АОИУ, ИУОА, УАИО,.)
Игра "Какое слово лишнее?" (начинающееся с другого звука)
Астра, Африка, осень, айва; утёнок, улитка, индюк, уроки; остров, облако, ужин, окна.
Игра "Где спрятался звук?"
- Посмотрите на картинку, что это?
- Где в названии этой картинки спрятался звук А (аналогично со звуками О, У, И).
- Укажите место звука А на схеме слова (в начале или в конце слова).
Физкультминутка: "Достаньте из "чудесного мешочка" букву и изобразите её с помощью рук и ног. Поменяйтесь буквами, изобразите их.
Знакомство с предложением.
- Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша, она принесла корзину с овощами. Маша хочет угостить вас огурцами.
- Как много мы узнали о Маше. Это потому, что я сказала вам о ней много слов, но это не просто отдельные слова, эти слова я связала в предложение (показ схемы предложения).
- Предложение нам о чём-то сообщает, рассказывает. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Слова в предложении пишутся раздельно. В конце предложения ставится точка (на каждого ребёнка раздаются условно-графические схемы предложений : две полоски с уголком, три обычные полоски и точка).
- Давайте составим схемы наших предложений. Выкладывать нашу схему будем слева направо.
- Кто это? (Это кукла Маша.)
- Сколько слов в нашем предложении? (три)
- Возьмите полоску, в начале которой уголок - это первое слово нашего предложения.
- Назовите первое слово (Это). Оно пишется с большой буквы.
- Назовите второе слово в предложении (кукла). Выложите справа от первой полоски обычную полоску.
- Назовите третье слово в предложении (Маша). Маша - это имя, оно тоже пишется с большой буквы. Выложите справа от второй полоски следующую полоску с уголком.
- В конце предложения ставится точка. Выложите точку справа от третьей полоски.
- Схему какого предложения мы составили? (Это кукла Маша.)
Аналогичная работа проводится с остальными предложениями.
- Что она принесла? (Она принесла корзину.)
- Что лежит в корзине? (В корзине лежат огурцы.)
- Какие овощи лежат в корзине? (В корзине лежат огурцы.)
- Зачем Маша принесла огурцы? (Маша хочет угостить ребят.)
Итог занятия :
Обобщающие вопросы по теме занятия.
Заучивание правил о предложении.
Угощение от куклы Маши (свежие огурцы).