Муринцева Инна
Конспект занятия по обучению грамоте «В гостях у буквы «Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы с ТНР.
Тема: «В гостях у буквы Р»
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „В гостях у буквы „Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Коррекционно-образовательные: познакомить детей с буквой Р, закрепить зрительный образ буквы, характеристику звука Р; закрепить умение производить фонематический анализ и синтез, формировать умение читать слоги, слова, объединять буквы в слоги и слова, закрепить умение составлять предложения из заданных слов, составлять схемы слов и предложений.
Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику; координировать речь с движением; развивать, внимание, память, восприятие, фонематический слух, зрительный анализ и синтез (соотносить буквы по размеру).
Воспитательные: формировать отзывчивость, желание помочь, самостоятельность, инициативность, аккуратность, умение работать в коллективе, формировать правильную посадку во время чтения и работы за столом.
Целевые ориентиры: дети правильно выполняют артикуляционную гимнастику, с интересом открывают картинки, называют первый звук в слове, составляют предложения из слов и выполняют анализ предложений, с увлечением выкладывают букву Р из фасоли, правильно читают слоги, составляют слова по первым буквам слов и их схемы, с увлечением выполняют физкультминутку, правильно располагают буквы по размеру и читают полученное слово.
Оборудование: буква Р (объёмная, карточки с изображением буквы, шуточная буква Р; разрезная азбука, слоговые таблицы, предметные картинки; карточки с написанными словами и предметными картинками к ним; кружочки красного, синего, зелёного цвета для составления звуковой схемы слов; жёлтые полоски для составления схемы предложений; карточки с предметными картинками для составления слов; буквы разного размера для составления слова ПАРТА, мяч, записка от Буквоежки, коробка
Содержание образовательной деятельности:
1. Орг. момент: Ребята, вы любите путешествовать? Предлагаю вам сесть на свои автомобильчики, завести моторчики и отправиться в гости к новой, ещё не изученной нами букве (дети выполняют у артикуляционное упражнение «Моторчик» и проходят на свои места).
2. Сегодня мы свами отправимся в гости к букве, а вот к какой вы сейчас отгадаете сами.
Для этого вам нужно открыть изображение этой буквы, оно закрыто картинками. Чтобы снять каждую картинку нужно назвать первый звук в каждом слове. Буква закрыта картинками: рыба, роза, радуга, робот, рубашка. (дети по очереди снимают картинки и называют первый звук).
Дети снимают картинки, но под ними не оказывается буквы.
-Ребята! Случилась беда, здесь побывал Буквоежка и съел букву Р. Он оставил записку. (Логопед читает записку)
Теперь чтобы найти букву Р и познакомиться с ней мы должны выполнить все задания Буквоежки. Как вы думаете мы справимся, спасем букву Р? (ответы детей)
1 Задание: Что такое звук и что такое буква? (дети дают ответы)
2 Задание: Нам необходимо дать характеристику звука Р: согласный, звонкий, бывает твёрдый и мягкий.
Как произносим: губы свободны; зубы сближены, но не соприкасаются; кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и вибрирует; посередине языка идет теплая воздушная струя;
3 Задание: А теперь поиграем в игру «Скажи наоборот» с мячом. Я вам назову слог, а вы поменяете буквы местами: ар-ра, ор-ро, ру-ур, ри-ир, ер-ре. (Дети становятся в круг и отбрасывают мяч, называя слог).
4. Следующее задание Буквоежки «Найди место звука Р в слове и отметь его на схеме»: рыба, робот, карета, картина, корабль, топор, речка. (Дети на схемах отмечают позицию звука Р в слове, определяют мягкость-твёрдость)
5. Задание «Повтори –не ошибись»
Ра-ра-ра –вот высокая гора
Ро-ро-ро- у лебедя белое перо
Ры-ры-ры- застучали топоры
Ру-ру-ру- я придумала игру
Ар-ар-ар-у Ромы красный шар
Ор-ор-ор- на грядке красный помидор
6 Задание. «Ребята, это последнее задание Буквоежки. Нам нужно очень постараться выполнить его правильно. Игра «Придумай предложение с заданными словами и составь его схему»:
Рома, красный, шар, рисовать.
Рита, купить, помидор, и, огурец.
Корова, на, пастись, луг.
Дети придумывают предложения и составляют к ним схемы, делают анализ предложений.
Какие вы молодцы!
7. Знакомство с буквой Р. Посмотрите, пока вы выполняли задание, появилась коробка, а в ней (звучит музыка и логопед из коробки достает букву Р) пропавшая буква. Логопед показывает детям объемную букву Р (сшитую из ткани. Затем показывает карточки с буквой Р (большой и маленькой, а также карточки с шуточным изображением буквы Р. Дети рассматривают букву, из каких элементов она состоит (спинка, головка, куда смотрит буква (вправо). Рисуют букву пальчиком в воздухе, находят её место в алфавите.
8. Физкультминутка:
А теперь предлагаю всем превратиться в букву Р.
Как запомнить букву Р? (разводят руки в сторону)
Каждый может, например,
(показывают на себя, потом указательный палец вверх)
Руку на бочок поставить (ставят левую руку на бочок)
И друг другу Р представить (поворачиваются друг к другу)
9. Ребята, сейчас мы все превращались в букву Р, давайте теперь, чтобы навсегда ее запомнить выложим Р из фасоли.
10. Чтение слоговых таблиц с буквой Р. Дети, букве Р очень интересно с нами, но когда мы вернёмся в группу, ей будет скучно одной. Как выдумаете, что можно сделать, чтобы Р не заскучала? (ответы детей). Нам с вами нужно подружить букву Р с другими буквами.
11. А сейчас буква Р предлагает вам поиграть с ней в расшифровщиков и расшифровать слова. Игровое упражнение «Составь слово по первым буквам слов» У вас лежат карточки с картинками. Ваша задача выделить первую букву в каждой картинке и соединить их в слово, выложить слово из букв разрезной азбуки и обозначить каждую букву нужным кружочком. У детей получаются слова: рак, парк, роза.
Молодцы, ребята! Вы настоящие расшифровщики.
12. Буква Р приготовила вам ещё одну задачку. У каждого из вас на столе лежит буква. Нужно составить из этих букв слово, но, чтобы слово получилось буквы нужно расположить по размеру от самой маленькой к самой большой и затем прочитать слово. Дети на доску прикрепляют свои буквы по размеру и получают слово ПАРТА.
Вот какое слово у вас получилось. Молодцы, правильно расположили буквы.
13. Рефлексия: Ребята, мы сегодня с вами побывали в гостях у буквы ….? (ответы детей). Мы выполнили очень много заданий, чтобы спасти букву Р. Что вам больше всего понравилось? Какие слова с буквой Р вы запомнили. Какая это буква?. Ну, а теперь нам пора возвращаться в группу. Заводите свои моторчики и в путь!