Татьяна Гвозденко
Конспект занятия по обучению детей грамоте «Буква М» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Буква М
Программное содержание:
• познакомить детей с буквой м М и тем, что она обозначает звонкие звуки [м] и [м’];
• закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;
• учить читать слоги с буквой м.
Материалы: картинки ; иллюстрации буквы М ; картинки с изображением различных продуктов, в названии которых можно услышать звуки [м] и [м’]; мяч. Раздаточный материал: фишки для звуко-буквенного анализа, карточки, пособие «Окошечки».
Ход занятия:
Публикация «Конспект занятия по обучению детей грамоте „Буква М“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сыграть со мной в игру «Договори словечко». Я начну говорить предложение, а вы должны будете его закончить.
Ма, ма, ма,
Ма, ма, ма,
В гости к нам пришла зима.
Ла, ла, ла,
Ла, ла, ла,
Все тропинки замела.
На, на, на,
На, на, на,
Вижу снег я из окна.
Воспитатель: Дети, сегодня я предлагаю вам самостоятельно разобрать два слова по звукам. Но, чтобы узнать какие это будут слова, необходимо их отгадать по первым звукам названий картинок. Воспитатель демонстрирует картинки, дети рассматривают картинки и называют нужные звуки. (Варианты 1 картинки: малина, аквариум мухомор, ананас и 2 картинки: медведь, игла, мухи, осы)
Дети отгадывают и затем разбираются слова «мама» и «мимо» вначале по звукам, а затем звуки заменяются изученными буквами (воспитатель у доски, дети за столами на карточках для звукового и буквенного анализа слов).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в слове «мимо» слышится безударный звук [а], но пишется буква [о] (выкладывается).
- Дети, кто сможет объяснить значение слова «мимо»? (Ответы детей. В случае затруднения, воспитатель помогает или сама объясняет значение этого слова)
Воспитатель: Какие согласные звуки в слове «мама»? Какие согласные в слове «мимо»?
Звуки [м] и [м’] обозначаются буквой «эм».
Воспитатель показывает букву м. (картинка)
Воспитатель: Дети, скажите, сколько элементов в этой букве вы увидели?
Букву м нам надо знать,
Чтобы маму к нам позвать.
Палочка и палочка, между ними галочка.
Понятно сразу всем – получилась буква м.
Воспитатель: А скажите, ребята, на что похожа буква м? (иллюстрация: горы. горбы у верблюда, качель, дети держатся за руки, волны, знак метро, чайки и т. п.)
Затем дети заменяют синюю и зелёную фишки (согласный, мягкий звук отмечается зеленой фишкой) в выложенных схемах слов буквами м и читают слова с выделением ударных гласных звуков.
После воспитатель показывает детям заглавную букву М
Воспитатель: Дети, а вот это – большая заглавная буква М, она пишется так же, как и маленькая буква м, но ставится только в начале слов, обозначающих имена, фамилии, названия городов, рек, а также в начале предложения.
Воспитатель: Ребята, назовите мне, пожалуйста, слова с заглавной буквы М. (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, спасибо!
Воспитатель:
Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить, —
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в…
Дети: Магазин
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться со мной в магазин.
Пальчиковая гимнастика «Магазин»
Мы пришли в магазин.
(Идут пальчиками по столу.
Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой.)
Мы купили торт — один,
(Показывают 1 палец.)
Плюшек — две,
(Хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца.)
Ватрушек — три,
(Хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца.)
А киви купили — сразу четыре!
(Вертят кулачками и показывают 4 пальца.)
Воспитатель: Дети, а кто в вашей семье чаще всех ходит в магазин?
(Ответы детей)
Проводится игра «Мама купила в магазине…»
Детям необходимо принести картинки с изображением продуктов из «Магазина» (на отдельном столе разложены картинки с изображением различных продуктов, в названии которых можно услышать звуки [м] и [м’].
Воспитатель: Молодцы, ребята, отлично поиграли!
Затем воспитатель организует чтение слогов с буквой «м» с использованием пособия «Окошечки»).
Проводится игра «Назови слова» (с мячом в кругу) Дети называют слова со звуком [м] и [м’].
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие? А с какой буквой мы сегодня с вами познакомились? Давайте вспомним, какие звуки обозначает буква М? А какое задание было для вас самым легким? (Можно обратиться с вопросом к конкретному ребенку) А какое было самым трудным?