Светлана Малева
Конспект занятия по обучению грамоте: «Гласный звук (У), буква У, у».
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие № 2
Тема: «Гласный звук (У, буква У, у. Место звука в словах. Определение количества слогов в словах».
Задачи:
Обучающая задача : Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.
Развивающая задача: Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, прививать интерес к игре со словом, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте: „Гласный звук (У), буква У, у“,» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование:
Ход занятия:
Воспитатель: По какой волшебной стране мы с вами начали путешествовать в прошлый раз? (по стране звуков) Кто живет в этом городе? (Звуки)
Какие бывают звуки? (Звуки музыки, природы, предметов) Молодцы, ребята. Сегодня мы продолжаем путешествие по стране звуков. Мы узнаем, какие еще бывают звуки. Поиграем с этими звуками в интересные игры. Отправляемся в путь? (Да).
Воспитатель: Звуки речи делятся на две группы. Гласные звуки и согласные звуки. Гласные звуки обозначаются красной фишкой. Послушайте эти звуки - [а, о, у, э, ы, и].
Как же можно отличит гласные звуки от других звуков, об этом есть стихотворение, послушайте:
Гласные тянутся песенкой звонкой
И - и - и - и.
А - Могут заплакать и застонать:
О - о - о - у - у - у.
Могут качать в колыбели Аленку:
А - а - а - а.
Могут, как эхо, в лесу закричать:
Ау! Ау! Ау!
Могут летать высоко в синеву:
А, о, у, и, э, ы.
Не желают свистеть и ворчать.
Воспитатель: Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть. Давайте еще раз назовем гласные звуки [а, о, у, э, ы, и]. Сколько их? (гласных звуков 6).
Игра «Назови звук в начале слова»
Гласным звукам так понравилось, как вы их запомнили, что они захотели с вами поиграть. А вы хотите? (Да). Посмотрите, на полянке стоят два домика красный и синий. В них живут разные звуки :
Согласные звуки согласны (показывает на синий домик)
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Согласные звуки петь не умеют, не любят. Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда. Они произносятся коротко. Одни звонко, других глухо. Одни твердо, другие мягко. Посмотрите на них. Какого цвета их наряд? (ответы детей).
Подарим жильцам красного домика слова со звуком А. (Используя карточку, разделенную на 3 части, педагог ставит в ее начало букву А и предлагает детям догадаться – какое слово задумано).
Я буду произносить часть слова без звука А. Вы дополните его звуком А и скажите все слово. _пельсин, _ нанас, _ рбуз, _ фрика, _ збука.
Затем буква А передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука. Незнайк_, свечк_, плит_, весн_, мимоз_.
Воспитатель: Это – буква У. Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать. Буква У будет жить в красном домике, потому что звук у – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).
У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У. Пишем букву У большую и маленькую.
Физкультминутка
(Дети встали, закрыли глаза).
Открываем мы глаза,
Вдох - и долго тянем: "а - а- а - а. " (голос звучит тихо на одном уровне)
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: " о- о - О – О…"(звук голоса звучит с повышением)
Днем по горкам ездим мы: " Ы - Ы - Ы – Ы…".(звук голоса звучит громко на одном уровне)
Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - У - у - у.
(звук голоса звучит с понижением)
Игра «Определить место звука у в словах».
Педагог показывает предметные картинки (улей, муха, ау, лук, рука, уж, жук, называя слова.
(Индивидуальная работа со «звуковыми линейками»).
Воспитатель: Следующее задание вы будете выполнять парами. У вас на столах лежат карточки со написанными на них буквами. Посмотрите внимательно, найдите среди них гласные А, У и обведите их в красный кружок. (Карточки у всех детей одинаковые. Проверку можно провести у доски, на которой написаны такие же буквы).
А теперь вы придумайте слова со звуком (у). (Ответы детей).
Подойдите к столам, на которых лежат разные природные материалы. Я предлагаю вам выложить из них букву У. (Дети выкладывают).
Воспитатель: Дети, отгадайте, о ком идет речь в загадках?
У него серьёзный вид,
Он усат и деловит:
Вместе с солнышком встаёт,
Из цветка росинки пьёт,
Дом и деток защищает,
А когда куда летает -
Издаёт жужжащий звук
Луговой крылатый. (Жук)
В домике всегда своем,
Даже в гости ходит в нем.
Рожки есть, а не бодает,
Кто к ладошке прилипает? (Улитка)
Безобиден, травояден,
Нет полос на шкуре, пятен.
Сумка есть и длинный хвост,
Плюс к тому немалый рост.
Он подвижен, быстроног,
Целый день скакать бы мог.
Австралийскую жару
Любит рыжий (Кенгуру).
Страна звуков очень большая, чтобы нам объехать ее нужно использовать разные виды транспорта. А на любой транспорт нужны билеты. Мы отправимся сегодня на поезде, но чтобы в него сесть. Нужно правильно прочитать номер билета, чтобы найти свое место в вагоне. (Дети читают слоги АУ, УА по карточкам).
Все заняли свои места в вагонах.
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Поиграем в игру «Который по счету». Жители страны звуков хотят найти хозяина этого чемоданчика. У вас на стульях наклеены картинки сказочных персонажей. Будем передавать друг другу чемоданчик, называя при этом номер своего вагона по счету под музыку, на чьем стуле остановится музыка, тот сказочный персонаж и потерял чемодан. Поможем героям? (Ответы детей).
Воспитатель: Наше путешествие на сегодня заканчивается.
Вам понравилась играть со звуками?
Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
О каких звуках мы сегодня говорили? (звуки речи).
На какие группы делятся звуки речи? (на гласные и согласные).
Сколько гласных звуков? (их 6).
Как узнать, что звук гласный? (его можно петь).
Итог. Оценка деятельности детей.