ирина аверина
Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе.
Задачи:
1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие).
2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
3. Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.
4. Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.
5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, интерес к учебной деятельности.
6. Упражнять в проставлении ударений в словах.
7. Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов.
Дидактическое обеспечение занятия (наглядность) :
Наглядный материал: конверт с письмом.
Раздаточный материал: конверты с заданиями:
буквы – ш,к,о,л,а;
карточки зеленого, синего и красного цвета на каждого ребенка;
карточки с цифрами 1,2,3;
схемы предложения на каждого ребёнка;
простые карандаши.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети. Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Дети становятся в круг
Воспитатель.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой конверт. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?
Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный конверт с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Пиши - читай».
Воспитатель. Вот так сюрприз. Пиши – читай прислал нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.
Итак, открываем первый конверт и читаем, что же за задание в нем находится.
1 задание: «Буквы и звуки»
-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
Воспитатель: Молодцы, с первым заданием вы справились. Открываем второй конверт и читаем следующее задание.
2. «Отгадай загадку»
Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
Отгадка зашифрованное слово, а для этого нам нужно расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами.
О Л Ш А К
3 4 1 5 2
Дети расставляют буквы по цифрам и получают слово. Затем составляют схему слова и проводят звуко-буквенный анализ. Перепутанные буквы записаны на доске, дети работают за столами. Один ребёнок работает у доски.
В слове школа два слога, ударный слог первый. В этом слове пять звуков:
Первый звук – Ш – согласный, твёрдый; обозначаем синим квадратом;
Второй звук – К – согласный, твердый; обозначаем синим квадратом;
Третий звук – О – гласный, ударный, обозначаем красным квадратом;
Четвёртый звук – Л – согласный, твёрдый; обозначаем синим квадратом;
Пятый звук – А – гласный, безударный, обозначаем красным квадратом.
Воспитатель. Да, так и называется дом, где все приобретают знания: Школа. Загадку мы отгадали и с первым заданием справились.
Открываем второй конверт и читаем следующее задание:
3. «Подели слова на слоги и определи их количество»
Воспитатель. В конверте таблички с цифрами 1,2,3. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? Начали.
Молодцы мы справились еще с одним заданием Пиши –читая.
4. Воспитатель. Открываем следующий конверт,
Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу"
Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова.
"МА" : мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март.
"ЛИ" : лимон, лимонад, лиана, листья, линейка, лилипут
"КУ" : курица, кукла, курорт, кулич, куст, кузнец, куница.
Воспитатель. Хорошо.
5. А нас ждет следующий конверт
«Составьте и запишите схему предложения».
Воспитатель предлагает послушать предложение, сказать, сколько в нем слов, и назвать слова по порядку. Предложения для разбора:
Мы идем в парк.
Воспитатель. Молодцы и с этим заданием вы справились!
6. Еще один конверт.
"Родственные слова"
Предлагается слово, к которому подбираются однокоренные слова:
Лес (лесной, лесник, лесовик, лесничий)
Дом (домовой, придомовая, домашний, домработница)
Дидактическая игра "Образуем новое слово"
Читается стихотворение, детям необходимо догадаться, каким словом надо закончить каждую строчку. Новые слова должны получиться от слова "Дом"
Гном и Дом
Жил да был весёлый гном.
Он в лесу построил … Дом.
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал … Домик.
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил… Домишко.
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой … Домище.
Был он стар, и был он сед,
И большой был. Домосед.
А за печкой, за трубой
Жил у гнома. Домовой.
Всех встречал радушный гном,
Все любили этот … Дом.
Итог: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Пиши - читаю.
Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?