Светлана Малева
Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Тема: Гласный звук а и буква А.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспекты занятий по обучению грамоте.
Занятие № 1
Тема : «Гласный звук А, буква А, а. Определение места звука в словах. Деление слов на слоги. Условное обозначение слога».
Задачи:
Обучающая задача : Учить различать звуки различного происхождения, ввести и закрепить в речь глаголы, закрепить форму родительного падежа существительных единственного числа.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, Тема: Гласный звук а и буква А,» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Развивающая задача: Развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание и воображение детей, развивать связную речь (монологические и диалогические формы, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения : работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку, прививать любовь к природе.
Оборудование:
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по волшебной стране звуков. Мы познакомимся с жителями этой страны. Чтобы мы смогли оказаться в стране звуков мы должны выполнить зашифрованные задания. Готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Вот перед нами забор (Педагог демонстрирует карточку с картинкой «Заборчик» и предлагает детям выполнить упражнение, за высоким забором растет малина, из которой можно сварить вкусное варенье.
(Педагог демонстрирует карточку с картинкой «Вкусное варенье» и предлагает детям выполнить упражнение, посмотрите, красный воздушный шар летит высоко в небе (Педагог демонстрирует карточку с картинкой «Шарик» и предлагает детям выполнить упражнение).
Воспитатель: Ребята, закройте глаза, досчитайте до 10, мы отправляемся в путь. (звучит фонограмма звуков природы). Вот мы с вами и оказались в стране звуков. (на доске карта страны).
Воспитатель шё потом: Послушайте, ребята как тихо, ни звука. А как вы думаете, что можно услышать на улице в обычном городе или поселке? (ответы детей - разговор, щебет птиц, звук летящего самолёта, лай собаки, мяуканье кошки, шум машин).
Мы оказались с вами в звуковом городе. Как вы думаете, кто в этом городе живет? (ответы детей). Конечно это звуки. Их очень много и они все разные.
Есть звуки природы : грохот грома, стук дождя по крыше, шелест листьев, звон ручья. Есть звуки, издаваемые различными предметами: скрип двери, удары молотка, звон посуды, шелест газеты. (Все звуки, по возможности, демонстрируются).
Эти звуки не всегда приятны. А есть звуки очень приятные : это звуки музыки. Вот послушайте. (звучит фонограмма маленького отрывка)
Воспитатель: Ребята, когда мы свами слушали звуки природы к нам прилетел бумажный самолет, а на нем надпись «Ученье свет, а не ученье тьма». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).
25
Воспитатель: Дети, прислушайтесь, слышны какие – то звуки. Что это может быть?
Дети: Кто – то плачет!
Воспитатель: (Размещает картинку на доске). Какие звуки издает девочка Катя? (Ответы детей). Верно, девочка плачет и издает один звук «А-А-А». Это гласный звук, его можно пропеть. Давайте мы с вами пропоем его, как Катя. (Дети произносят). Звуки мы слышим. Катя хочет загадать вам загадки, отгадайте их.
Острый, красный длинный нос,
Голос не имеет,
Но огромное гнездо
Строить все ж умеет. (Аист)
Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный
Он внутри. (Арбуз)
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Воспитатель: Какой звук слышится в начале слова? (Ответы детей) Звуки мы слышим, а буквы мы видим. Посмотрите на букву А. Она состоит из тех элементов6 две наклонные палочки и одна горизонтальная. Подойдите к столу, я предлагаю вам выложить букву А из счетных палочек.
Физкультминутка «Кузнечики».
Поднимайте плечики, (энергичные движения плечами)
Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп! Сели, Травушку покушали,
Тишину послушали, (приседания)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко, (прыжки на месте)
Вот мотор включился,
Пропеллер закрутился, Ж- (вращательные движения руками перед собой)
К облакам поднялись,
И шасси убрались, (поочередное поднимание колен)
Вот лес - мы тут
Приготовим парашют, (покачивания руками, разведенными в разные стороны)
Толчок, прыжок,
Летим, дружок, (прыжок вверх, руки в стороны)
Парашюты все раскрылись, Дети мягко приземлились, (приседание, руки в стороны)
Пока мы с вами играли, жители «Звукограда» спрятались от нас и хотят, чтобы мы их нашли. Послушайте загадки про них и отгадайте, о ком идет речь? («Узнай по описанию»).
26
Не птица, а летает,
Не грузовик, а с кабиной,
Не летучая мышь, а с крыльями. (Самолет)
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (Собака).
Он промочит всех до нитки,
Но беды не принесет,
Рады травка и улитка,
Всех от засухи спасет.
Миллионов капель вождь,
Падает на землю - (Дождь)
Воспитатель: Жители страны звуков приготовили для вас угощение, давайте попробуем отгадать какое. Словесная игра «Какое варенье»? (Педагог показывает карточку с фруктом или ягодой, а дети должны назвать, какое варенье из них получится). Например: из клубники - клубничное варенье, из малины - малиновое варенье.
Воспитатель: Какие вы молодцы, столько заданий смогли выполнить! Для того, чтобы вернуться в детский сад нам нужно выбрать из предложенной таблицы тот рисунок, который обозначает самое короткое слово. Слова делятся на части – слоги. Слоги в словах можно сосчитать хлопками, шагами. Я произнесу слово и хлопну столько раз, сколько слогов в этом слове. Вы должны выбрать транспорт, в названии которого больше всего слогов (хлопков). На этом транспорте мы вернемся в детский сад. ( Слова: ма-ши-на, са-мо-лет, ве-ло-си-пед).
Итог. Оценка деятельности детей.