Светлана Малева
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [о] и буква О»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Звук (О) и буква О».
Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.
Задачи:
Обучающая задача : Выделение заданного гласного звука в начале и в середине слов, из потока слов, из текста; воспроизведение и чтение звуковых рядов из трех звуков; анализ звукового ряда из трех звуков; понятие «предложение».
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [о] и буква О“» размещена в разделах
- Буква О и звук [О]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Развивающая задача: Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование: буква О большая и маленькая, домики для гласных (с гласными А, У, И, О); куклы: дедушка, бабушка; картинки: остров, козы, овцы, кони, коровы, озеро, кот, дом, озеро, окунь, сом ; сюжетная картинка «Овощи»; полоски с буквами (О) на каждого ребенка и для педагога.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, представьте, что мы с вами оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о! (Дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние).
Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали? (звук О). Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком О, познакомимся с буквой О.
Что происходит с губами, когда вы произносите звук О? (Губы вытягиваются в трубочку, округляются.) Спойте звук о. Какой это звук? (Гласный звук). В каком замке поселится звук О (В красном). Какие гласные звуки вы знаете?
(Выставляется домик для гласных звуков и буква О. Педагог знакомит детей с буквой).
Воспитатель: Это – буква О. В каком домике будет жить Буква О? Почему?
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Пишем букву О большую и о маленькую.
Чтение звуковых сочетаний АОУ, ИУА, ОУИ.
Фонетическая игра «Кто внимательнее»?
Это – бабушка Оля и дедушка Осип. Повторите их имена. Какой первый звук в словах? (Звук О). А вот их дом. Есть ли звук (О) в слове дом? Где слышится звук (О) в слове дом? (В середине слова). На вашей полоске звук (О) займет среднее окошко. Дом бабушки Оли и дедушки Осипа стоял у озера. Где стоял их дом? (У озера). Они пригласили нас на отдых. Какое сейчас время года? (Осень). Повторите слова со звуком (О) (Озеро, отдых, осень). Где вы произносили звук (О) в этих словах? (В начале слова). На вашей «звуковой линейке» звук (О) займет первое окошко.
Садимся в поезд, едем к дедушке… (Осипу) и бабушке… (Оле). Вот и приехали. Кто сидит на крылечке дома? (Кот). Где мы слышим звук (О? Мы слышим звук (О) в середине слова. Какое окошко займет звук (О) на вашей полоске? (Среднее окошко). На лужайке ходят… (козы, овцы, кони, коровы). Повторите слова, в которых звук (О) слышится в середине. В каких словах звук (О) на первом месте?
Отгадайте загадки про овощи и найдите в их названии знакомые вам звуки.
Голова на ножке, в голове горошки (Горох).
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять (Картошка).
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют (Помидоры).
Желтым зонтиком расцвел
Друг всех овощей… (Укроп)
В огороде хоть росла,
Знает ноты “соль” и “фа” (Фасоль).
Воспитатель: Бабушка Оля и дедушка Осип перебирают урожай. Помогите им сложить фрукты в корзину, а овощи в ящики. Для этого, вам нужно назвать, что изображено, и определить, где растет. ( Например: баклажан – овощ. Он растет на огороде и т. д.)
У бабушки Оли есть красивый сад. Там растет много цветов: бархатцы, астры, розы). Сколько слогов в слове роза? Назовите их. (Ответы детей).
Физкультминутка «Осенние листики»
Мы, листики осенние, на веточках сидели. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.)
Полетели, полетели и на землю сели. (Присели.)
Ветер снова набежал и листочки все поднял, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Повертел нас, покрутил и на землю опустил. (Дети садятся по местам.)
Игра со словами (подбор слов – синонимов). Педагог называет словосочетание, например: весна идет, снег идет, человек идет. Следует обратить их внимание на то, что неинтересно слушать, когда повторяют одно и то же слово. Предложить его заменить. «Весна идет. — Как можно сказать по-другому?» Дети подбирают слова, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает, приходят к выводу, что одно и то же слово «идет» имеет разное значение.
Ребята, сейчас я буду называть вам набор слов, а вы будете составлять из них предложения.
Осень, дети, идти, гулять, парк. – Осенью дети пошли гулять в парк.
Ребята, увидеть, на, птичка, дорожка. - Ребята увидели на дорожке птичку.
Девочка, взять, на, воробушек, ладошки. – Девочка взяла воробушка на ладошки.
Ребята, забрать, воробушек, дом. – Ребята забрали воробушка домой.
Воробушек, согреть, клевать, и, семечки. – Воробушек согрелся и клюёт семечки.
Дети, повесить, кормушку, парк. – Дети повесили в парке кормушку.
Ребята, выпустить, воробушек. – Ребята выпустили воробушка.
Дети, подкармливать, птицы. – Дети подкармливали птиц.
У нас получился рассказ. А сейчас давайте добавим волшебства и вместе составим сказку из этих предложений.
Итог. Оценка деятельности детей.