Екатерина Суртаева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш], буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш], буква Ш»
Тема: «Транспорт»
Программное содержание :
Цель: Обучение грамоте, знакомство с буквой и звуком Ш.
Задачи:
Образовательные:
1. Систематизировать знания о видах транспорта
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Согласный звук [Ш], буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
2. Продолжать совершенствовать навык деления слов на слоги;
Развивающие:
1. Развивать графо – моторные навыки;
2. Продолжать развивать общую, тонкую моторику, логическое мышление, память, внимание, восприятие.
Воспитательные:
6. Углублять интерес к занятиям по обучению грамоте;
7. Продолжать воспитывать у детей навыки доброжелательности, инициативности, уважения друг к другу и взрослому.
Словарная работа: «Шоссе», «Шина».
Материал: карточки со слогами, картинки «Транспорт»; карточки со словами, прописи.
Предварительная работа:
а) воспитателя: подготовка материалов, написание конспекта.
б) детей: тематические беседы о различных видах транспорта; рассматривание картин «Транспорт»; н/п игра «Наземный, водный, воздушный».
Методика проведения:
Этапы Содержание Примечание
I. Вводный этап Воспитатель: - Ребята, что бы узнать, о чем мы с вами будем говорить, попробуйте отгадать загадки.
Тот, кто угадает загадку первым, поднимает руку, подходит к доске, показывает соответствующую картинку и называет ее.
Загадывание загадок.
Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться,
За этой тараторкой. (Мотоцикл).
Что за чудо – синий дом,
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины,
И питается бензином. (Автобус).
У песочных ям.
У горы крутой,
Стоит великан
С железной рукой. (Экскаватор).
Не летает, не жужжит.
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль).
Мчусь, держась за провода,
Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)
Воспитатель: Поезд, самолёт, ракета, корабль и паром. Мотоцикл, машина, троллейбус и трамвай.
Всё это одним словом, как мы назовем?
Дети :Транспорт.
Воспитатель: Правильно, транспорт! Вот о транспорте мы сегодня и поговорим. Дети сидят в кружке на ковре перед доской, на магнитной доске – изображения различных видов транспорта.
II.Основной этап Скажите, как называется транспорт, который передвигается по земле?
Дети: Наземный
Воспитатель: А, как называется транспорт, который передвигается по воде и воздуху?
Дети: Воздушный и водный.
Воспитатель: Правильно. А сейчас я назову слова, связанные с транспортом. Внимательно послушайте и скажите, с какого звука начинаются все эти слова, и в какой части слова (начало, середина или конец) он находится: машина, шина, шоссе, пешеход.
Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, это гласный или согласный звук Ш?
Артикуляция звука.
Анализ артикуляции: губы в положении трубочки, зубы сближены, кончик языка
за верхними зубами, воздушная струя встречает преграду.
Воспитатель даё т задание: «Положите руку на горлышко и произнесите: [ш].
Характеристика звука. Звук [ш] – согласный, всегда твёрдый, глухой, шипящий.
Воспитатель: Звук [ш] мы будем обозначать фишкой какого цвета? Да, всегда фишкой синего цвета.
Звуко-буквенный анализ слова «Шоссе», «Шина».
Дети обозначают звуки с помощью фишек.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я назову еще слова, связанные с транспортом. Предлагаю вам определить, сколько в этих словах слогов. Старайтесь отвечать красиво, полным предложением – «В слове МАШИНА – 3 слога»
МАШИНА, ПЕШЕХОД, МАРШРУТ, ШТРАФ.
Воспитатель: - Какие вы молодцы! И сейчас я предлагаю нам немного повеселиться и поиграть в игру «Шоферы».
Физкультминутка.
Встаньте в кружок.
Быть шофером хорошо,
(дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль)
А летчиком лучше,
Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.
(бегут расставляя руки как крылья)
Наливаю в бак бензин
(останавливаются, наклоняют воображаемую канистру)
Завожу машину
(круговое движение правой руки)
По шоссе летит шофер,
Чтобы сердце пело!
(дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль)
Воспитатель: Теперь предлагаю сесть за свои рабочие места.
Знакомство с буквой.
Показ буквы, рассматривание её. Воспитатель читает при этом стишок:
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
(А. Шибаев.)
Воспитатель: На что еще похожа буква Ш?
Дети: На вилы, зубья ковша экскаватор.
Воспитатель:
Ах, табуретка хороша,
Перевернул и буква Ш.
Чтение чистоговорки
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Темп произнесения предложения убыстряется только до тех пор, пока ребёнок может правильно повторять
фразу.
Воспитатель: Перед тем, как приступить к выполнению графического задания, предлагаю размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Гонки».
Цель: переключение внимания; развитие мелкой моторики; формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить; совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Берем карандаши.
Раз, два, три, четыре, пять
(катаем карандаши по пальцам)
Можно гонки начинать
(то же самое)
По кругу, по кругу. Вперед и назад,
(По кругу в одну и др сторону)
Но пальцы машинку мою тормозят.
(катать по слегка согнутым пальцам вперед и назад)
Закрылись. Машинка стоит в гараже.
И фары погасли, не светят уже.
(Заглядывать в маленькую щелочку в кулаке)
Воспитатель: Ну а теперь, давайте пропишем букву Ш. Сначала по точкам, а потом самостоятельно.
Ответы детей.
Ответы детей
Ответы детей.
III.Заключительный этап - С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились на занятии?
- Что нового узнали про эту букву и звук?
- Какой это звук [Ш]? (Согласный, всегда тведый, глухой, шипящий).
О каком транспорте мы говорили?
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо сегодня поработали.