Елена Пашинина
Конспект занятия по обучению грамоте «В гостях у сказки». Звук [C] и буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: подготовительная
Форма НОД: занятие
Форма организации: подгрупповая
Программные задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
-уточнить правильное произношение, артикуляцию, характеристику звука [с]; упражнять в определении места звука в слове, делении слов на слоги;
-познакомить с буквой С;
- формировать навык звуко-буквенного анализа слов;
-способствовать закреплению практических навыков образования относительных прилагательных, антонимов;
- формировать навык составления предложений по сюжетным картинкам.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „В гостях у сказки“, Звук [C] и буква С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
2. Коррекционно-развивающие:
-развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух, память, внимание, зрительное восприятие, связную речь.
3. Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать доброту, отзывчивость, способность сопереживать, желание помочь.
Оборудование: проектор, презентация, записи песни «В гостях у сказки», зеркала, схемы для определения места звука в слове, фишки для звукового анализа; изображение яблони я яблоками, с обратной стороны которых картинки со звуком с; мозаика, шнурочки, фасоль для конструирования буквы; мяч; касса букв.
План занятия
1. Организационный момент. Слайд 1
Звучит музыка «В гостях у сказки»
-«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся»
-Ребята, вы любите сказки? Мы сегодня с вами отправимся в сказку.
2. Артикуляционная гимнастика. Слайд 2-11
Если в сказку всем сердцем поверить,
В мир волшебный откроются двери!
Упражнение «Окошко».
Вы туда без труда попадете
На волшебном ковре самолете,
Удерживать широкий расслабленный язык на счет от 1до 10.
На летучем большом корабле
«Чашечка»
Или с Бабой-Ягой на метле,
«Часики»
На плоту по молочной реке
«Блинчик»
И верхом на Коньке-Горбунке.
«Лошадка»
Можно в сказку взлететь на жар-птице,
«Качели»
Можно на Колобке закатиться,
«Вкусное варенье»
Можно въехать, как Слон на Еже.
«Расческа»
Ой! Мы, кажется, в сказке уже…
3. Постановка цели. Выделение звука с из слов по картинкам. Слайд 12
-Догадайтесь, в какой сказке мы очутились?
«В сказке небо синее.
В сказке птицы страшные.
Яблонька спаси меня,
Реченька спаси меня.» (Эта сказка называется «Гуси-лебеди»).
-Кому в сказке нужна помощь? (Машенька должна спасти братца, его унесли гуси-лебеди)
-Ребята, у нас появился помощник-звук из страны Красивой речи. А какой именно звук догадайтесь сами. Слайд 13
-Какой одинаковый звук слышится в словах? Кто услышал? (на экране картинки)
-Кого мы будем выручать? Какой звук будет нам в этом помогать?
-Мы будем помогать Маше и, слушать и произносить слова со звуком с.
4. Произношение изолированного звука с. Характеристика звука с по акустико-артикуляционным признакам. Составление синквейна. Слайд 14
-Как свистит закипающий чайник? С-с-с
-Как насос качает воздух? С-с-с
(на экране картинки)
- Что делают губы., когда мы произносим звук с? (улыбаются)
-Где находится язычок? (внизу за «заборчиком»)
-Какой звук с (согласный, твёрдый, глухой) Слайд 15
--Что делает звук с? (не поёт, свистит, слышится)
-Какой фишкой обозначаем звук с? (звук с обозначаем синей фишкой)
-На какой предмет похож звук с? (насос, чайник)
-Кто сам расскажет про звук с? (на экране схема синквейна)
-Теперь можно отправляться в путь.
5. Знакомство с буквой С.
Дети идут по залу и проговаривают слова:
«Мы шагаем друг за другом, лесом и зелёным лугом,
Здесь не будем мы скучать, будем Маше помогать.
-Посмотрите, что нам встретилось на пути? (печка) Слайд 16
-Печка, в какую сторону полетели гуси –лебеди?
Печка:: «Вы предметы разглядите букву С в них найдите, тогда скажу».
-Звук с на письме обозначается буквой С. (на экране картинка) Слайд 17
-На что похожа буква С? (на экране картинки)
Упражнение «Конструктор»
-Давайте попробуем сконструировать букву С из разных материалов (мозаики, шнурочков, фасоли)
Игра «Правильно-неправильно» Слайд 18
-Найдите сливы, на которых буква С написана правильно. Смотрите на экран, если буква С написана правильно вы произносите звук [С], если неправильно – хлопаете в ладоши.
Какая начинка для пирогов получится из слив? (сливовая начинка) Коллективная работа.
Печка: Молодцы. Идите вон по той тропинке. Слайд 19
5. Определение места звука с в словах. Деление слов на слоги.
Дети идут по залу и проговаривают слова:
«Мы шагаем, мы шагаем, никогда не отстаём,
Руки кверху поднимаем, приседаем и встаём».
-Посмотрите, что мы встретили на пути? (яблоню) Слайд 20
Яблоня: «Помогите мне немного, укажу я вам дорогу. Снимите мои яблочки»
На магнитной доске изображение яблони с яблоками на магнитах. С обратной стороны яблока картинка, в названии которой есть звук с.
-Яблоки не простые, на них картинки. Найдите, где спрятался звук с в словах.
(пособие для определения места звука в слове, символ звука с «насос»)
Яблоня: «Молодцы, но погодите-ка немного, посчитайте в словах этих слоги»
Игра «Мы с ребятами шагаем, части слова мы считаем»(2-3 слова)
- Какой компот из яблок?
-Какое варенье из яблок?
Яблоня: Молодцы. Поспешите в сторону речки.
6. Звуко -буквенный анализ слова «мост». Работа с кассой букв.
Дети проходят за столы.
Слайд 21
-Вот мы и подошли к Молочной реке. Как же Маше перейти через реку? (построить мост)
-Из чего можно построить мост? (из брёвен)
-Какой мост из брёвен? (бревенчатый мост)
Маша: «Первые звуки назовите, мост построить помогите»
-Ребята брёвна в сказке волшебные. На каждом брёвнышке картинка.
На экране появляются брёвна с картинками. Дети выделяют первый звук в слове, обозначают его буквой. Затем выполняется звуковой анализ слова. Можно посчитать количество согласных и гласных звуков в слове. Слайд 22
-Какой первый звук в слове «машина»? Какой буквой его покажем? (аналогично работаем с остальными картинками) Обозначим звуки фишками.
-Прочитаем слово. Посмотрите, какой мост вы построили для Маши. Слайд 23
7. Пальчиковая игра «Вот в лесу мы видим дом» Слайд 24
-Вот мы с Машей перешли через мост. Что мы видим впереди (дом)
Давайте поиграем пальчиками и узнаем, кто живет в этом доме.
«Вот в лесу мы видим дом,
Много зелени кругом.
Вот деревья,
Вот кусты,
Вот волшебные цветы.
Окружает всё забор,
За забором большой двор,
Мы ворота открываем
К дому быстро подбегаем.
В дверь стучимся: тук-тук-тук.
Кто-то к нам идёт на стук?» руки вверх, затем домик из ладоней
Сжимаем и разжимаем пальцы
Загибаем пальцы на каждую строчку,
развести руки в стороны
Бежим пальчиками
Стучим кулачками друг о друга
Идем пальчиками
-Кто живёт в доме? (Баба-Яга) Слайд 25
8. Составление предложений по сюжетным картинкам. Индивидуальная работа.
-Ребята, Баба-Яга тогда вернёт Иванушку, когда мы выполним её задания.
Баба-Яга: «На картинку посмотрите, предложение скажите».
На экране появляются картинки, каждый ребёнок составляет предложение. Слайд26
-Молодцы, но у Бабы-Яги есть ещё одно задание. Послушайте.
9. Игра с мячом «Наоборот» Слайд 27
Баба-Яга: «Сумеете меня из злой старухи превратить в добрую, отдам Иванушку».
Старая-…молодая грубая-…ласковая грустная-…весёлая
низкая-…высокая страшная. красивая злая. добрая
-Ребята, вы справились с заданием. Посмотрите, какая стала красивая и добрая Баба-Яга, и отдала Машеньке Иванушку. Слайд 28
(на экране появляется Иванушка с Машенькой) Слайд 29
Машенька: «Спасибо вам, ребята, помогли спасти моего братца. Теперь мы поспешим домой. До свидания»
10 Итог.
-И нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глазки. (звучит волшебная музыка)
-«Раз, два, три, в детский садик попади».
-В какой сказке мы побывали?
-Кому помогали?
-Какой звук был нашим помощником? Какую буквы вы узнали?
-Ребята, сегодня вы показали какие вы дружные, смелые, умные, активные, отзывчивые. Мне бы хотелось узнать, что вам понравилось в сегодняшней встрече со сказкой?
На память о нашем путешествии дарю вам раскраски с букой С.