Наталья Ивановна Калий
Конспект занятия по грамоте «Согласный звук [Ж], буква «Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Познакомить детей со звуком Ж, его характеристикой с опорой на артикуляционные признаки. «Познавательное развитие»,
2. Познакомить с буквой Ж. «Познавательное развитие»,
3. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку к овладению грамоте. «Речевое развитие»
Публикация «Конспект занятия по грамоте „Согласный звук [Ж], буква „Ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
4. Обогащать и активизировать словарь детей. «Речевое развитие»
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Развивать инициативу. «Социально - коммуникативное развитие»
2. Развивать навык общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками. «Социально - коммуникативное развитие»
Методы и приемы:
* Практические: Дидактические игры «Повтори, не ошибись», «Подружи буквы», «Помоги жуку.», «Большой - маленький», «Раздели на слоги»,
* Наглядные: Рассматривание буквы, картинок.
* Словесные: беседа, рассуждения, стихотворения о букве и жуке.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением жука, ежа, зеркала, карточки для игр, карандаши, разрезные буквы.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Сказка о звуках.
Сегодня у нас будет не простое занятие, я расскажу вам сказку.
В одном волшебном лесу живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (гласные звуки). Другие звуки при произношение встречают преграду. Какие это звуки? (согласные звуки).
Сегодня мы познакомимся с новым звуком, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?
На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.
- Какой звук повторялся? (Правильно, Ж).
2. Этап обучения. Введение в тему.
Вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные задания, и конечно, игры. Но, чтобы наше путешествие удалось, давайте посмотрим как правильно
произносится звук Ж.
1. Характеристика звука Ж.
Давайте произнесем звук Ж.
- Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?
Губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами.
Звук Ж звонкий согласный. Всегда произноситься твердо.
Приложите руку к шее, скажите долго «ж-ж-ж». Что делает голосок: спит или
песни поет? Голосок поет песни громко, что стенки домика дрожат.
МЫ почувствуем дрожание голосовых связок.
Дети: При произнесении звука [Ж] горлышко дрожит
Кто так жужжит? Чья это песенка? (жука, пчелы, мухи).
2. Игра «Страна жужжандия».
В стране жужжандия жил-был звук ж. Жужжал, жужжал звук ж, скучно ему
стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (Сможем)
Сначала познакомим его с гласными звуками. Назовите их.
Если звук Ж подружиться со звуком А, какой звук получиться?
(Аналогично с другими гласными звуками).
А сейчас познакомим звук ж с будущими друзьями. Если к слогу жу пригласим звук к, какое слово получится? (Жук).
3. Звуковой анализ слова ЖУК.
Ж-СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ
У-ГЛАСНЫЙ
К-СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ.
4. Знакомство с буквой Ж.
Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?
- Нет, мы видим и пишем буквы.
- Какой же буквой обозначается звук Ж на письме? Буква Ж.
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издает «жужжащий звук».
5. Артикуляционная гимнастика.
Жа-за, жа-за –идет жадная коза.
Зу-жу, зу-жу- молоко даём ежу.
6. Упр. на развитие внимания.
Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.
Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам нужно
по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж] :
в начале, в середине или в конце слова?
7. Игра «Большой-маленький».
Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими
жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок.
флаг – флажок шаг — шажок
снег – снежок пирог — пирожок
берег – бережок круг — кружок
друг – дружок утюг — утюжок
сапог – сапожок творог — творожок
3. Физкультминутка.
Встаньте дружно, потянитесь!
Пошагайте, покрутитесь.
Руки вправо, руки влево,
А потом присядьте смело.
Снова встаньте, потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
4. Этап закрепления.
1. Упр. «Выложи букву Ж из палочек».
Чтобы лучше запомнить буквы, давайте с ними поиграем.
Дети выкладывают буквы Ж из счётных палочек,
2. Упр. «Помоги Жуку».
Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер,
оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком.
Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж.
(один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками
самостоятельно на своих местах).
3. Работа в тетради.
5. Итог занятия.
Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок.
Сейчас прослушайте слова и повторить только слово со звуком Ж.
- шапка, жираф, кошка;
- сапоги, плащ, подснежник;
- журавль, мышонок, букашка;
- ручьи, грачи, медвежата.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам больше всего понравилось?
- А в чем были трудности?