Любовь Зудина
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Согласный звук [ж] и буквы Ж, ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Согласный звук [ж], буквы Ж, ж.
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.
Задачи урока :
образовательные:
• познакомить с буквами Ж,ж и звуком [ж];
• учить различать звуки, выполнять звукобуквенный анализ слов;
• учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.
развивающие:
• развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
Публикация «Конспект урока обучения грамоте в 1 классе „Согласный звук [ж] и буквы Ж, ж“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
• развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
воспитательные:
• воспитывать интерес к чтению;
• воспитывать любознательность;
• привитие навыков культурного общения;
• воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Методы обучения :
• Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.
Формы обучения :
• фронтальная работа;
• групповая;
• парная;
• индивидуальная
Обучение УУД :
Умение распространять предложение и сокращать его до основы; составлять рассказ по иллюстрации; читать текст по ролям; добывать дополнительную информацию из разных источников.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультфильм, предметные картинки, фишки для обозначения звуков, касса букв и слогов, образцы печатных букв «Ж» и «ж».
Ход урока:
II.Самоопределение к учебной деятельности.
Прозвенел звонок у нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Сели ровно, спинки прямо.
Вижу, класс наш, хоть куда.
II.Самоопределение к учебной деятельности.
- Ребята, кто из вас сможет повторить 5 раз скороговорку на одном дыхании «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»? Попробуйте.
-В старину, когда не все дети могли обучаться в школе, воспитанием детей занимались старики. И они очень много внимания уделяли умению проговаривать скороговорки. Мы с вами умеем читать и много внимания уделяем формированию правильной, чёткой, плавной и красивой речи. Поэтому мы и работаем со скороговорками и чистоговорками.
III. Актуализация изученных знаний.
-А теперь вспомните, какую букву мы с вами проходили на прошлом уроке и читали с ней слова?
Какой звук она может обозначать? Дайте характеристику этого звука.
Молодцы!
1) Чтение слогов. Игра «Доскажи словечко.» (на доске)
Ша-ша-ша - мама моет (малыша)
Шу-шу-шу - я письмо тебе … (пишу)
Аш-аш-аш – у Ирины (карандаш)
-Какой звук повторяется чаще. Охарактеризуйте его. (твёрдый, глухой, согласный звук)
2) Упражнение в развитие орфографической зоркости.
Под полом, под полом
Шевелит своим хвостом.
В щели глядится,
Вылезти боится. (мышь – мыши)
Я бываю разная:
Чёрная и красная,
Грузовая, легковая –
Кто же я такая? (машина)
Плосконькая досочка,
По краям обшивочка,
А в середине дырочка,
Всё услышу. (ухо - уши)
(Учитель вывешивает слова МЫШИ, МАШИНА, УШИ.)
- Чем похожи все эти слова? (слова со слогом ши).
-Проведём звуко – буквенный анализ слова «машина». (Обращаю внимание на расхождение произношения и написания слога ши).
- Кто расскажет правило о правописании ШИ?
IV.Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
-Ребята, вы любите отгадывать загадки? Сейчас посмотрим, кто сможет отгадать.
1. Летит – воет,
Сядет – землю роет. (Жук).
2. Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (Журавли).
3. В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Жёлудь)
Молодцы!
- Что общего у всех этих загадок? (Их отгадки начинаются со звука [ж]).
-А как жужжит шмель? (Ж-ж-ж)
- Кто же догадался, с какой новой буквой и звуком мы сегодня познакомимся?
V.Работа по теме урока.
1) Выделение нового звука, его характеристика.
-Кого вы видите на картинке? (жук)
- Проведём фонетический разбор слова.
-Какой слышим первый звук в слове?
- Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?
-Охарактеризуем звук[ж]. (Этот звук согласный, звонкий, твёрдый.)
- Давайте составим схему этого слова.
- В каком месте слова находится звук [ж]? Проверьте так мы составили схему.
2).Физминутка.
-Я буду называть слова,а вы вставайте с места, когда услышите звук [ж].
Кошка, чемодан, мыши, ножницы, замок, ужи, цапля, ёжик, щит, журавль, лиса.
Разминка для глаз.
Закройте глаза(1-2-3).
Зажмурьте их(1-2-3).
Быстро поморгайте(1-2-3).
Закройте глаза(1-2-3).
Медленно открываем глаза - и теперь мы готовы к новым открытиям.
3) Знакомство с новой буквой.
- Кто покажет букву, которая обозначает это звук?
- Звук [ж] обозначается на письме буквой ж.
- На кого похожа эта буква? (на жука)
- Почему две буквы ж.
- Для чего нужна заглавная буква?
Ученики читают стихи.
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
***
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук : Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
4).Построение буквы ж на листочках.
(Построение буквы из листочка бумаги способом вырывания кусочков).
Один ученик работает на компьютере (конструирование буквы пмк «Буквария»)
- Куда поместим нашу букву? Почему?
5).Работа с лентой букв.
- Посмотрите на ленту букв. Где стоит буква Ж? Охарактеризуйте звук [ж].
VI.Закрепление изученного.
1).Слоговое чтение со звуком [ж].
- Что заметили при чтении? (Звук [ж] произносится всегда твёрдо.)
- Какие гласные стоят после Ж?
- А какие гласные вы не увидели после Ж?Давайте поиграем.
-Какой мы сделаем вывод? (После Ж никогда не пишутся Ы и Я).
-Прочитайте правило на стр. 26.
-Как же пишутся сочетания ЖИ, ШИ?
2).Игра «Играем вместе»
- Найдите 4 слова с буквой Ж на картинке. (Проверка)
3).Творческая работа.
- По картинкам составьте рассказ.
-Кто же расскажет свой рассказ?
А теперь давайте сравним его с мультфильмом. (Просмотр мультфильма).
- О ком мы посмотрели мультфильм? Вам понравился? Похож он с вашими рассказами?
-Прочитаем по ролям текст на доске. Откуда этот отрывок?
4).Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся –
(туловище влево, вправо)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и улетел.
(руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(Покружиться.)
5). Самостоятельная работа.
-Прочитайте текст «Первые снежинки» на стр. 26.
-Кому из вас приходилось ловить на ладошку снежинки?
-Как они выглядят?
Составьте схему этого слова.
-Нарисуйте по две снежинки в своих тетрадях.
- Что происходит со снежинкой, когда она попадает на вашу ладонь?
-Прочитайте слова под иллюстрацией. Выполните к ним задания.
- Какие ещё предложения можно составить с этими словами?
- Распространите их, затем упростите до основы.
6). Разноуровневые задания по карточкам.
Работа в парах.
-Ребята, предлагаю вам поработать в парах.
У вас на партах лежат карточки с заданиями разного уровня сложности. Предлагаю вам выбрать карточку с заданием того уровня сложности, с которым вы можете справиться. При выборе карточки, прислушайтесь к мнению соседа по парте.
Красные карточки:
1. Прочитайте пословицы и поговорки, расставьте ударения в словах.
2. Посчитайте, сколько раз встретилась буква Ж.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
Ему скажи, да укажи, да в рот положи.
Зеленые карточки:
1. Прочитать скороговорки, раздели слова на слоги.
2. Подчеркни все буквы Ж.
У Жоры – уж, у Розы – уж.
Жутко жуку жить на суку.
У ежа – ежата, у ужа - ужата.
Желтые карточки:
1. Прочитай слова, подчеркнуть слоги с буквой ж.
2. Обведи в кружок все буквы Ж.
Жи–вот, лу–жа, жа–во–ро–нок, са-жа, же-ле-зо, лы-жи, жа-ло-ба, жа-ра.
VII. Итог урока.
- Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.
- Какой была тема урока?
- Какие цели вы ставили?
- Удалось ли достичь этих целей?
-Составьте, пожалуйста, схемы к словам, которые вы видите на картинке.
- Возникали у вас затруднения?
- Вы смогли их преодолеть?
VIII. Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке.
- Если вам было интересно, все понятно, то покажите веселое солнышко.
- Если у вас иногда возникали сомнения – солнышко, которое выглянуло из-за тучки.
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – тучку.