Носова Елена
Конспект занятия по формированию представлений детей средней группы о свойствах воды
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию представлений детей средней группы о свойствах воды
«Маленькая Капелька»
Цель: формировать представления детей о свойствах воды через игры-эксперименты.
Задачи:
- дать понятие о значимости воды в жизни человека, природы.
- развитие познавательно-исследовательской активности детей;
Публикация «Конспект занятия по формированию представлений детей средней группы о свойствах воды» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
- развитие внимания, наблюдательности, логического мышления во время поисковой деятельности;
- развитие умения анализировать;
- развитие умения делать выводы, используя схемы-символы;
- активизировать словарь.
Материал: письмо, изображение грустной и веселой капельки, тазик с водой, банка, тарелка, кружка прозрачная, стаканы одноразовые прозрачные по 2 на каждого ребенка, кружки прозрачные по 2 на каждого ребенка, сок апельсиновый, соль, сахар, лимонная кислота, чайные ложки на каждого ребенка, тарелочки на каждого ребенка, молоко, разноцветные карамельки, карточки – символы свойств воды.
Словарная работа: лаборатория, эксперимент, лаборатория, прозрачная, непрозрачная, безвкусная.
Ход занятия:
Воспитатель держит в руках конверт.
- Ребята, сегодня я получила письмо, вот, что там написано: «Сегодня ждите в гости. Загляну, если отгадаете загадку». Кто же это? Давайте попробуем отгадать.
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо,
Человеку бы не жить?
Что бы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Что бы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Что бы не было беды-
Жить нельзя нам без - (воды).
Звучит музыка «ручейка».
Появляется Капелька (изображение на мольберте).
- Ребята, посмотрите, к нам пришла Капелька! Но почему-то она такая грустная. Но чтобы нам узнать, надо сесть на стульчики.
- Представляете, Капелька недавно появилась на свет и совсем ничего про себя не знает. Из-за этого она такая печальная, ведь ничего о себе не знать - не очень весело. И поэтому она пришла к вам за помощью, ведь вы очень сообразительные и, я думаю, сможете помочь Капельке.
- Из чего состоит Капелька? (из воды)
- Где она живет? (в воде)
- Молодцы, а где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране)
- А Капелька интересуется, вы знаете, кому нужна вода?
- А в детском саду нужна вода?
- А для чего?
- Да, ребята, без воды все живое на земле погибнет. Вода - это жизнь! Растениям нужна вода - иначе они засохнут. Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут. Людям вода просто необходима: пить, готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может обходиться без воды.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить!
- А вы знаете, ребята, что с водой можно играть, проводить различные опыты? Хотите поэкспериментировать? У нас в группе развернулась небольшая лаборатория. А чтобы всё получилось нужно соблюдать правила поведения:
1. внимательно слушать воспитателя.
2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
Эксперимент № 1 «Какой формы?»
- Я налью воду из тазика в банку. Посмотрите, какой формы стала вода? (приняла форму стакана)
- Теперь налью в кружку, тарелку. Какой теперь формы вода?
- Посмотрите, что же у нас получается? Налили воду в банку – приняла форму банки, налили в кружку - стала как кружка, налили в тарелку – стала как тарелка.
- Давайте подумаем, какой же формы вода? (никакой)
Можно сделать вывод: вода не имеет формы. (На доску прикрепляется символ формы)
Эксперимент № 2 «Чем пахнет?» (стоя у стола)
- Ребята, когда наши повара готовят кушать, вы чувствуете запах с кухни? А есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведё м опыт:
Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (Апельсиновый).
- Как вы догадались, что сок - апельсиновый (пахнет апельсином).
А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет? (у воды нет запаха)
- Так есть ли запах у воды (изображение с этим свойством воды). Какой можно сделать вывод? У воды нет запаха! (На доску прикрепляется символ свойства запаха)
Эксперимент № 3 «Какой вкус?» (стоя у стола)
- Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)
- А конфета? (сладкая)
- Интересно, а есть ли вкус у воды? (предположения детей) Возьмите стакан с апельсиновым соком. Попробуйте сок. Какой вкус у апельсинового сока? (Вкус апельсина).
- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая? Кислая? Солёная? (Без вкуса).
- Так есть ли вкус у воды? (Нет).
Вы правы, ребята. У воды нет вкуса. Посмотрите, у вас на столе в тарелочках: соль, сахар и лимонная кислота. А теперь то, что у вас на тарелочке высыпите в свои стаканы и перемешайте. Вода поменяла цвет? (Нет). А теперь попробуйте на вкус. Какая на вкус вода у тебя, Саша? Почему?
- Как вы думаете, от чего зависит вкус воды? (ответы детей).
Вывод: у воды нет вкуса (безвкусная, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили (символ свойства вкуса).
Эксперимент № 4 (сидя за столами)
- Посмотрите, ребята, а вы знаете, какого цвета молоко? (Белого)
- А какого цвета вода? Давайте проведём опыт. Закройте глаза. Я опущу в молоко карамельки – ваша задача отгадать, какого цвета карамельки я опустила.
- Открываем глаза. Какого цвета карамелька в вашем стакане с молоком, вы можете сказать? (Нет). Почему? (ответы детей). Возьмите ложечки и вытащите на тарелочку конфетку. А теперь возьмите эту же конфетку и положите в стаканчик с водой. Теперь мы можем увидеть какого цвета конфета? (да). Почему? (Потому что вода – прозрачная).
Вывод: она прозрачная (символ прозрачности)
- Сегодня мы помогали Капельке узнать о себе разные свойства с помощью опытов с водой. А какие свойства воды мы узнали? (ответы детей с опорой на символы на доске) А как мы это узнали? (проводили опыты, эксперименты) А где мы это делали? (в лаборатории)
- Мы помогли Капельке? Посмотрите, а Капелька повеселела! Значит она действительно довольна! Но есть еще много разных свойств, о которых мы расскажем капельке в следующий раз.
- Вам было интересно? А что больше всего понравилось? Что хотите повторить дома?