Татьяна Заварухина
Долгосрочный проект по формированию экологических представлений у детей средней группы «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебница – вода»
(проект)
Без воды нельзя прожить.
не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Вид проекта: долгосрочный (сентябрь-май)
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Участники: педагог, дети средней группы, родители
Публикация «Долгосрочный проект по формированию экологических представлений у детей средней группы „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: чтение художественной литературы о воде, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание стихотворений.
Актуальность проекта: Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей не задумываются о том, что вода – источник всего живого на Земле. Относятся к воде, водоёмам и жителям водоёмов потребительски. Особенно большой вред наносят фабрики и заводы, загрязняющие водоёмы. Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями на природе, отдыхают на реке или море, с трудом различают обитателей водоёмов, не говоря уже о знаниях о том, какую пользу приносит вода и почему ее нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить водоемы чистыми и красивыми, дающие нам жизнь, необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. С этой целью мы разработали экологический проект «Волшебница – вода», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о воде, водоемах о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.
Цель: формирование у детей знаний о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни, а также осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу.
Задачи:
1. Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о воде, водоемах, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано. Формировать понимание что вода – источник жизни на Земле;
2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности;
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, бережное отношение к воде и природным ресурсам.
Методы обеспечения:
• Наблюдения за объектами и явлениями живой и неживой природы;
• Беседы;
• Опытно-экспериментальная деятельность;
• Игровая деятельность;
• Практическая (продуктивная) деятельность.
Этапы осуществления проекта:
1. Подготовительный этап:
• Обсудить вопросы, связанные с проектной деятельностью
- Что ты знаешь о воде?
- Какие водоемы ты знаешь?
- Какое значение они имеют в жизни человека и животных?
- Как правильно использовать воду?
- Какие меры по охране водных ресурсов вам известны?
Чтобы найти ответы на эти вопросы:
- определили цель и задачи проекта,
- разработали план мероприятий.
• Подобрать художественную литературу для детей по теме;
• Подобрать дидактический и наглядный материал;
2. Основной этап:
• Теоретическая часть: составление плана мероприятий, разработка сценариев, конспектов НОД, бесед и мероприятий.
• Практическая часть:
• Беседы по теме;
• НОД по теме;
• Выпуск газеты для родителей «Вода – источник жизни на Земле»;
• Оформление плаката «Берегите воду»;
• Оформление выставок семейного творчества;
• Изготовление и оформление мини-музея «Царица-водица»;
• Проведение акции «Берегите воду»;
• Участие в конкурсах ДОУ.
• Связь с другими видами деятельности:
o Игровая
o Продуктивная
o Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
o Физическое развитие (физминутки, подвижные игры)
• Работа с родителями (домашние задания):
o Выставка семейного творчества «Вода, вода, кругом вода»,
o Подготовка материала для фотовыставки «Я и вода»;
o Экскурсии на водоемы;
o Пополнение мини-музея экспонатами.
3. Заключительный этап:
• Презентация проекта (мультимедийная);
• Проведение развлечения «Приключения капельки»;
• Оформление мини-музея в группе «Царица-водица».
Реализация проекта:
1. Создание условий для выполнения проекта.
2. Составление плана мероприятий.
3. Наблюдения на прогулках.
4. Познавательные беседы и проведение НОД.
5. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)
6. Опытно-экспериментальная деятельность
7. Взаимодействие с родителями (участие в акции «Берегите воду», экскурсии на водоемы, участие в выставках семейного творчества и др.)
8. Проведение развлечения «Путешествие капельки»
Ожидаемые результаты:
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд).
Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений).
Дети получают представление о некоторых видах водоёмов; узнают, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!
Дети приобретут практические навыки по уходу за живыми объектами, научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую, контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда.
План мероприятий на сентябрь-апрель
Сроки проведения Мероприятия
Сентябрь
1. Беседа «Что мы знаем о воде», «Какая бывает вода»
2. НОД «Откуда вода попадает в дом»
3. Чтение рассказа Л. Люшина «Капелька», К. Чуковского «Мойдодыр»
4. П/игры «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется раз».
5. Художественное творчество «Дождик лей, лей»
Октябрь
1. Беседа «Кому нужна вода» Слушанье музыки «Шум прибоя», «Журчание ручья», «Шум дождя».
2. Чтение сказки Н. А. Рыжовой «Жила-была река»
3. Д/И по теме проекта: «Кто живет в воде» и др.
4. Художественное творчество «Аквариум» (коллективное панно)
Ноябрь
1. НОД «Свойства воды» (Три состояния воды)
2. Беседа «Почему идет дождь». Наблюдение за осадками, за лужами.
3. Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если закончилась вода?»
4. ОЭД «Тонет- не тонет»
4. Создание мини-музея воды в группе «Царица-водица»
Декабрь
1. Беседа «Почему зимой не идет дождь»
2. ОЭД «Свойства воды» Опыты со снегом.
3. Чтение рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»
4. Художественное творчество «Снежинка» (рисование пластилином, «Снеговик» (рисование ватными палочками)
Январь
1. НОД «Река и ее обитатели»
2. Чтение рассказа Н. Рыжовой «Как люди речку обидели»
3. ОЭД «Цветные льдинки»
4. Художественное творчество «Рыбки»
Февраль
1. НОД «Море и его обитатели».
2. Познавательная беседа «Вода нужна растениям» Опыт «Растение пьет воду»
3. Просмотр презентации «Морские обитатели».
4. Художественное творчество «Осьминожки»
Март
1. Беседа «Кто загрязняет воду»
2. Загадки о воде, водоемах, водных обитателях.
3. Изготовление макета «Водоем»
4. Просмотр презентации «Вода – богатство Земли»
Апрель
1. Беседа «Берегите воду» Изготовление пособия «Значение и польза воды»
2. Беседа о правилах поведения на водоемах.
3. НОД «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе)
4. Художественное творчество «Зеленая лягушка», «На пруду» (Стрекоза)
Май
1. Викторина «Волшебница – вода».
2. Развлечение «Приключения Капельки»
3. Фотовыставка «Я и вода», выставка семейного творчества «Вода, вода, кругом вода»
4. Презентация проекта и мини-музея «Царица – водица»
Литература:
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М:. Издательский центр «Академия», 2001.
2. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах д/сада: Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2010. – 560 с.
3. Никонова Н. О., Талызина М. И. Экологический дневник дошкольника «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» Учебное пособие. - Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008. – 32 с.
4. Воспитатель ДОУ № 1/2009
5. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. -М:. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
6. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. –Волгоград: Учитель, 2007.
7. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность СПб: ООО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013
8. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
9. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет: практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002, -159 с.
10. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду. – М. : Линка-Пресс, 2008, -256с.