Светлана Бушуева
Конспект занятия «Откуда пришел хлеб?» (старшая логопедическая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия (старшая логопедическая группа
Цели:
Коррекионно-образовательная:
- научить воспитанников характеризовать звуки Х и Хь по акустическим и артикуляционным признакам;
- учить воспитанников подбирать синонимы и однокоренные слова.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять воспитанников в определении места звуков в словах;
- развивать фонематические процессы;
- упражнять воспитанников в назывании хлебобулочных изделий;
Публикация «Конспект занятия „Откуда пришел хлеб?“ (старшая логопедическая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
- закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве;
- упражнять в объяснении слов-действий, связанных с выращиваем хлеба.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у воспитанников умение вслушиваться в свою речь и речь окружающих;
- воспитывать у воспитанников бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые его выращивают.
Оборудование: сюжетные картинки по теме, предметные картинки с изображением различных хлебобулочных изделий; предметные картинки в названиях, которых присутствуют звуки Х и Хь; буква Х, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; семена для выкладывания буквы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
На столе лежат картинки. Воспитанники делятся на две команды: одна отбирает картинки на звук Ш, а вторая – на звук С. Побеждает та команда, которая допустит меньше всего ошибок.
2. Развитие мелкой моторики.
Хлеб
Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками, поднятыми
Летом цвел и колосился, вверх.
А когда, обмолотили, Постукивают кулачками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился. Руки вытянуть вперед, кисти опустить.
Перебирать пальчиками, одновременно
касаясь большим пальцем остальных пальцев.
Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулачки.
В магазине занял место. Руки вытянуты вперед ладонями вверх.
3. Объяснение темы занятия.
На доску выкладываются картинки: Посмотрите внимательно! Девочка пытается согреть пальчики на руках и при этом произносит: «Х-х-х». А хоккеист скользит по льду, а его коньки издают звук: хь-хь-хь. Сегодня мы с вами познакомимся со звуком Х и Хь и научимся их различать.
4. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Дети поочередно произносят звуки Х и Хь, а затем характеризуют их. Звуки Х и Хь – согласные (преграду для воздуха создает корень языка). Звук Х – твердый, обозначаем фишкой синего цвета, а звук Хь – мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета. Оба звука глухие, так как голосовые связки не вибрируют, т. е. наше горлышко молчит.
5. Связь звуков и буквы.
На доску выставляется буква Х:
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
В. Степанов
На что еще похожа буква Х?
6. Развитие мелкой моторики.
Воспитанники выкладывают из семян на столе букву Х. Затем по одному выходят к доске и прописывают букву Х.
7. Закрепление звука в словах.
Звуковой анализ слов хек и мох с выкладыванием графической схемы и указанием заданных звуков на схеме. При этом особое внимание уделяется показу на схеме звуков Х и Хь. Воспитанники показывают и говорят о местоположении звуков с словах хек и мох.
8. Закрепление звука в тексте.
Повторение скороговорки вслед за учителем-логопедом.
Сели слева три старухи,
Съели хлеба три краюхи.
Физминутка «Хомячок»
9. Игра «Откуда хлеб пришел?».
Взрослый задает вопрос, а воспитанник отвечает на него.
Откуда хлеб пришел? (Из магазина.)
А в магазин как попал? (Из пекарни.)
Что делают в пекарне? (Хлеб пекут.)
Из чего? (Из муки).
Из чего мука? (Из зерна).
Откуда зерно? (Из колоса пшеницы).
Откуда пшеница? (Выросла в поле).
Кто ее посеял? (Хлеборобы).
А давайте мы сейчас заглянем в далекую старину и посмотрим, откуда пришел хлеб…
Выход в русском костюме с подносом.
Первые пряники появились на Руси давно. Ржаную муку смешивали с медом и ягодным соком. Они были очень вкусные и назывались медовым хлебом. Пряником они стали называться позднее, когда в них стали добавлять разные пряности для запаха и вкуса. Пряники с рисунком называли «печатными». Особенно их любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, цветов. Тех кто делал пряники называли - пряничниками.
- Из чего пекли пряники?
- Как получают муку?
В день сева люди мылись в бане. Надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле.
Физминутка «Зернышко»
Давайте с вами вспомним сказку «Колосок».
- Куда отнес Петушок зерно?
- Что было потом?
- Почему Петушок не пустил мышат за стол?
Совместно с воспитанниками вспомнить пословицы о труде и о хлебе :
«Кто не работает, тот не ест»
«Хочешь, есть калачи, не сиди на печи»
«Не трудиться – хлеба не добиться»
«Зернышко к зернышку – будет мешок»
«Хлебушек – от земли, силушка – от хлеба»
«Где хлебно и тепло, там и жить добро»
Много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и относиться к нему надо бережно!
Итог совместной деятельности: лепка хлебобулочных изделий из слоеного теста.