Татьяна Куртикова
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе по системе ТРИЗ «Откуда хлеб пришел?»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: закреплять понятие «хлебобулочные изделия»; познакомить детей с видами хлебобулочных изделий; способствовать вовлечению детей в активный мыслительный процесс (системный оператор); формировать привычку рассуждать, анализировать; воспитывать бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», "Художественно-эстетическое развитие".
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе по системе ТРИЗ „Откуда хлеб пришел?“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Планируемые результаты: знает как появляется хлеб; называет хлебобулочные изделия; поддерживает беседу; отвечает на вопросы; высказывает свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Предварительная работа: чтение стихотворений о хлебе, рассматривание картинок по данной теме.
Словарная работа: названия хлебобулочных изделий, составление предложений, правильное употребление существительных.
Материал: картинки с изображением «поля», "уборки урожая", экраны, карточки для игры, билеты на электричку.
НОД:
1. Орг. момент
- Ребятки, подойдите, пожалуйста, ко мне.
- Посмотрите и назовите, что у меня на подносе? (булки - Какие? Придумайте определения. — мягкие, пышные, сдобные, румяные, свежие; баранки — поджаристые, ароматные, свежие; хлеб — мягкий, душистый, зажаристый).
- А все вместе, то что лежит у меня на подносе, как называется? (выпечка, хлебные изделия).
- Как же все это попало к нам на стол? (купили в магазине, показ карточки)
- Верно! А в магазин как они попали? (с хлебозавода, показ карточки)
- Верно! А из чего пекут хлеб? (из муки)
- Верно! Где хранится зерно, из которого делают муку? (на элеваторе)
- А на элеваторе откуда привозят зерно? (с поля)
- Сейчас,. , прочитает стихотворение «Рожь».
2. Системный оператор
- А теперь садитесь, пожалуйста, за столы. Сейчас мы рассмотрим систему «колос»,, используя игру «Системный оператор». Возьмите свои волшебные экраны и поместите картинку с колоском в центральный экран.
- Колосок - это система, с которой мы будем работать.
- Чем является колосок? (системой)
- С какой системой мы работаем? (колосок)
- Подберите к слову «колосок» слова определения. Колосок какой? (хрупкий, золотой, богатый, нежный, молодой, наливной, зрелый).
- Кто из вас знает стихотворение про колосок? Расскажите, пожалуйста. (чтение стихотворения «Колосок»).
3. Чтение стихотворения "Колосок"
И не мал, и не высок,
Вырос в поле колосок.
Посмотрел малыш на небо
И сказал: "Хочу стать хлебом".
Я, ребятки, не цветок,
Я- пшеничный колосок.
- Умница! А теперь скажите, ребятки, чем колосок был раньше? (колосок был маленьким зернышком).
- Зернышко - это прошлое нашей системы. Прошлое системы колоска что (зернышко). -
- Правильно! Положите карточку с зернышком в левый от системы экранчик.
- Ребята, что может получится из одного колоска? (щепотка или горсть муки). А еще что может произойти? (его может птичка склевать) А еще? (его может мышка сгрызть)
- А еще колосок может остаться в поле, а весной прорастет и станет несколькими колосками.
- Давайте выберем будущее для нашего колоска.
- Какое будущее выберешь ты,. ? Какое ты,. ?
- Ты выберешь, чтобы мышка съела или птичка склевала? Или, чтобы в муку превратился?
- Пусть наш колосок станет горсткой муки.
- Найдите карточку, на которой нарисована горсть муки и поместите в правый от системы экранчик.
4. Физкультминутка «Зернышки взошли у нас» :
- А сейчас я предлагаю вам представить себя зернышком и показать, как зернышко превращается в колосок. Выходите ко мне. Слушайте музыку и текст, а я вам буду помогать. Итак.
Уж ты, семечко - зерно, дети опускаются на корточки
Ляжешь в борозду на дно!
Ты не бойся, золотое,
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли дети медленно встают - вырастают
Ты росток скорей расти.
Вот весною, в ранний час,
Семена взошли у нас!
Вышли к солнышку из тьмы: дети потягиваются
- Здравствуй, солнце, это мы! дети поднимают руки над головой,
машут кистями рук дети
Мы еще росток-ребенок, опускают руки вниз
Только вылез из пеленок! дети смотрят друг на друга,улыбаются
5. Системный оператор (продолжение)
- Садитесь. Продолжим заполнять наши волшебные экранчики.
- Ребятки, а теперь заполним 3 верхний экран.
- Как называются 3 верхних экрана, вспомните (надсистема) Что мы будем заполнять? (надсистему)
- Частью чего может быть колосок? Где может расти? (частью поля, огорода).
- Но чаще всего колоски растут где? (на хлебном поле)
- Что произошло с колосьями на поле? (налились, выросли, окрепли, позолотились, созрели)
- А как это происходило? (постепенно, медленно, ежедневно, от зари до зари)
- Давайте поместим в верхний средний экран картинку с хлебным полем.
- В прошлом, чем были все эти колосья? (маленькими зернышками)
- Это прошлое надсистемы. Найдите и поместите в левый экранчик от хлебного поля картинку с зернышками, настоящими!
- Ребятки, в будущем чем станут хлебные колосья? (мукой, булками, баранками, хлебом, печеньем)
- А кашей могут стать колосья? (могут)
- Из овса, какую варят кашу? (геркулесовую кашу)
- Из гречки? (гречневую кашу)
-Из риса? (рисовую кашу)
- Из манки какую варят кашу? (манную кашу)
-Из какого зерна получается манная каша? (из пшеницы)
- Покажите, что вы испытываете, когда едите гречневую кашу? (геркулесову, манную, рисовую, овсяную)
- Посмотрите на свои карточки, во что у нас превратились колоски? (булки, баранки, хлеб, пряники).
- Поместите в правый верхний экранчик картинку с булками, баранками, хлебом, пряниками.
Ребята, а что осталось заполнить? (подсистему, три нижних экрана).
- Что рассматривает подсистема? Забыли? Составные части системы.
- Вот и давайте разберем из чего состоит наш колосок, растущий на поле (из корня, стебля, зерен, усиков - усики колоска называют остью).
- Найдите картинку, на которой нарисованы составные части колоска и поместите в нижний центральный экранчик, под колоском.
- А теперь рассмотрим подсистему зернышка.
- Из чего состоит зернышко? У вас на столах зернышки и лупы. С помощью луп исследуйте их строение. Можете раскусить, разломить. На это я отважу вам 2 минуты (музыка)
- Ну как, дорогие исследователи, выяснили, как устроено зернышко? Ну, и как же оно устроено?
- Молодцы! А на самом деле зернышко состоит из оболочки, которое укрывает зернышко и питательные вещества.
- Поместите карточку со строением нашего зернышка в нижний левый экран. Это мы заполнили подсистему зернышка.
- Теперь рассмотрим строение муки. У вас на столах пиалы с мукой. С помощью луп рассмотрите строение муки, потрогайте.
- Из чего состоит мука? (из мелких, мягких, шелковистых частичек)
- Найдите и поместите в правый нижний экран картинку с частицами муки.
- Вот мы и рассмотрели с вами систему «колосок».
- А сейчас я приглашаю вас погулять на хлебном поле.
6. Этюд «Поле» (музыка)
1. Поле мое русское, ходят в рассыпную, плавно отводя то правую,
Сторона родная. то левую руки в стороны
На ветру колышется руки над головой,
Пшеница золотая. покачивание
Припев:
К солнышку тянется плавно, поочередно поднимать
Тонкий-тонкий стебелек, то правую, то левую руки
Радует, радует кружатся вокруг себя
Спелый колосок. руки изображают колосок
2. Золотые колоски наклоны к полу
Дружно собираем, правой рукой, касаясь, собирают колоски
Чтобы праздник встретить нам руки развести от центра в стороны
Пышным караваем.
Припев: тот же
7. Рефлексия
- Что нового узнали?
- Что было сложным?
- Что больше всего понравилось?