Екатерина Московская
Конспект занятия по восприятию художественной литературы «Труд красит — лень портит»
▼ Скачать + Заказать документы
Труд красит — лень портит
Цель: формирование умения понимать основную идею текста, эмоционально реагировать на прочитанное.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с произведением.
2. Формировать умение критически оценивать поступки героев произведения.
3. Обогащать словарь детей признаками: гордая, красивая, трудолюбивая, ленивая.
Развивающие:
1. Развивать связную речь.
2. Развивать координацию движений
3. Развивать умения эмоционально откликаться на прочитанное
Воспитательные :
Публикация «Конспект занятия по восприятию художественной литературы „Труд красит — лень портит“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
1. Воспитывать любовь и заботу к своим близким.
РППС: произведение, парные картинки, сундучок с пословицами о труде, портрет автора, аудио записи, шарики, смайлики, карандаши на каждого.
Мотивационный этап:
Ребята, здравствуйте. У меня в руках сундучок мудрости. Как думаете, что там? (Зачитывает несколько пословиц о труде)
-О чём они? (О труде)
-Посмотрите на эти парные картинки. Это картинки – превращения. Кого вы видите? Что общего между ними? (превращение за хорошие поступки, добрые дела). А теперь на другую картинку посмотрите (девочка превратилась в гуся). Как думаете, почему здесь произошло всё наоборот?
Ориентировочный этап:
Как нам узнать, что здесь случилось? (Прочитать книгу)
Садитесь на стульчики.
Исполнительский. Чтение текста с вопросами, комментариями, эмоциями.
В роду Самаров жил один нанаец - Ла. Была у него дочка - Айога. (Какое интересное имя). Красивая девочка. Все её очень любили.
Айога загордилась. (Как это) Стала рассматривать своё лицо. И понравилась сама себе. Смотрит, не может оторваться. Глядит не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде любуется. Совсем стала Айога ленивая. (Почему)Всё любуется собой.
Вот однажды говорит ей мать:
- Пойди принеси воды, Айога!
Дочка отвечает:
- Я в воду упаду.
- А ты за куст держись, - говорит ей мать.
- Куст оборвётся! - отвечает Айога.
- А ты за крепкий куст возьмись.
- Руки поцарапаю. (Что делает девочка)
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
- Я схожу за водой, мать.
Пошла и принесла воды.
Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит:
- Дай мне лепёшку, мать! (Какая грубая)
- Горячая она. Руки обожжёшь, - отвечает мать.
- Я рукавицы надену, - говорит Айога.
- Рукавицы мокрые.
- Я их на солнце высушу.
- Покоробятся они (сделаются неровными, жёсткими, - отвечает мать.
- Я их мялкой разомну. (сделает мягче)
- Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.
Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. (Правильно сделала)
Рассердилась Айога. Пошла за дверь, на реку. Смотрит на своё отражение в воде.
А соседская девочка жуёт лепёшку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась - длинная стала. Говорит девочка Айоге:
- Возьми лепёшку. Мне не жалко!
Совсем разозлилась Айога. Зашипела. (от злости). Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости - так замахала, что руки у неё в крылья превратились. (Ничего себе)
- Не надо мне ничего-го-го! - кричит.
Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит:
- Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая.
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.
Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит.
- Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!
Обобщающая беседа
– Почему у девочки такое имя?
– Кто из героев больше всего понравился?
– Как думаете, правильно ли поступила мама?
– Что помешало девочке исправиться?
- Какая пословица из нашего сундучка подходит к сказке?
Творческое задание. Давайте представим, что девочка в конце рассказа превратилась в лебедя. Придумайте тогда начало этой сказки.
Динамическая пауза: превращение ребят в лебедей, танец под музыку.
Рефлексия: Вам понравилась сказка? Чему она вас научила? Нарисуйте пожалуйста ваше настроение в конце сказки.
Перспектива: Ребята, и правда, труд красит, а лень портит. Найдите и прочитайте дома с родителями сказки, где происходили превращения героев. Но конец этих сказок был хорошим.