Папки-передвижки

Семинар-практикум «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Юлия Лазарева
Семинар-практикум «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Повышение уровня педагогической компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством музыки.

Задачи:

- углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки;

- познакомить с опытом работы музыкального руководителя по данной теме;

Темочки:

- обобщить знания педагогов об этапах, современных формах, методах и средствах нравственно-патриотического воспитания дошкольников через музыкальную деятельность.

Нравственно-патриотическое воспитание – одно из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, а в особенности, теми, кто имеет отношение к подрастающему поколению.

Чувство патриотизма. Доступно ли оно маленьким детям? Исходя из опыта работы по патриотическому воспитанию, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному дому, семье, к родному селу, культурному прошлому своего народа, родной земле, уважительное отношение к традициям и праздникам, историческим событиям. Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду через организацию интегрированной НОД, праздников, развлечений, включающие в себя музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой.

Главной целью своей педагогической деятельности я считаю нравственно-патриотическое воспитание дошкольника, обогащение его духовного мира через развитие музыкальных способностей.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, поскольку она способна преобразовать его нравственный и духовный мир. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

В воспитательно-образовательной работе по музыкальному развитию детей, предусмотрены различные виды деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на д. м. и. В своей работе мы можем использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт; дети учатся общаться, знакомятся с малыми жанрами народного творчества, приобщаются к народным традициям. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа, в результате у них развивается интерес и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное моральное воздействие на сознание детей.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольников. Приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.

Детский фольклор прост для исполнения, вместе с тем – это истинная музыка, истинная поэзия. Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью : формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь народными выражениями, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника – прежде всего воспитание любви и уважения к матери. А как ждут дети мамин праздник! С каким настроением они разучивают песни о маме, бабушке. Сколько нежности и тепла вкладывают в свое исполнение. Ведь они поют о самых любимых людях! Особенно нравится детям, когда мамы, бабушки являются непосредственными участниками праздника. Взрослые и дети вместе играют на музыкальных инструментах, участвуют в играх, аттракционах. Дети дарят подарки мамам, бабушкам, изготовленные своими руками.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно, воспитанием любви к родной природе, можно развивать патриотическое чувство дошкольников : ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.

Таким образом, музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку. С самого рождения, ребенок способен различат многие звуки и необычно чутко реагировать на них. Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Детские годы – это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.

Нравственно-патриотические чувства формируются постоянно, в процессе накопления знаний, вырастают из любви к близким, родному краю, Родине. Современное дошкольное учреждение выступает социокультурной средой, которая создает оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ нравственности.

Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них нравственно-патриотические чувства. Музыка, используемая для слушания, постановок танцев, оформления праздников, утренников – способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, усиливает творческую и познавательную активность.

Исходя из этого, в работе с детьми нужно добиваться, чтобы ребята были не только активными слушателями и зрителями, но и активными участниками.

Здравствуй, Родина моя! Слова К. Ибряева Музыка Ю. Чичкова.

«Мой прадедушка». Музыка и слова Е. Лыжовой.

«Нет страны чудесней». Сл. П. Кагановой, муз. Ю. Корнакова

«Буду как папа». Музыка Ан. Боярского. Слова А. Фаткина.

Все мы моряки. Л. Лядовой

Мы любим детей. Слова А. Попова, музыка В. Ильиной

Праздник главный. Музыка Ю. Сивуха

Про нашу любимую Родину. Слова М. Ивенсен, музыка А. Пахмутовой Наша Родина. Слова Г. Ладонщикова, музыка В. Иванникова

Песня: Моя Россия. Музыка : Г. Струве Слова: Н. Соловьева.

Любим Армию свою. Слова Е. Карасева

Мир нужен всем. Слова С. Богомазова. Музыка В. Мурадели

Наш край. Слова А. Пришельца. Музыка Д. Кабалевского

Бравые солдаты. А. Филиппенко

Мы - солдаты. Слова В. Малкова. Музыка Ю. Слонова

Песня о Родине. Слова М. Познанской, музыка А. Филиппенко

Я космос покорю! Музыка В. Ремчуков, слова А. Артиева

Славься! Музыка М. И. Глинка

День Победы. муз. А. Белоусова, сл. Л. Некрасовой.

Родина моя. Слова А. Шибицкой, музыка Е. Тиличеевой

Большой праздник. Музыка и слова Н. Я. Соломыкиной

Пусть всегда будет солнце! Слова Л. Ошанина. Музыка А. Островского «Наша Родина» Слова Л. Некрасовой, музыка Е. Тиличеевой

В дозоре. Слова Г. Ладонщикова, Музыка Т. Чудовой

Мир нужен всем! Сл. С. Богомазова. Муз. В. Мурадели

Песня о пограничнике. Слова О. Высотской, музыка С. Бугославского Ребята-молодцы. Слова и музыка Л. А. Вахрушевой

Армия родная. Музыка : А. Лазаренко

Здравствуй, утро ясное! Л. Бирнов

Спасибо! Слова Е. Карасевой. Музыка Ю. Чичкова

Лишь утро настанет. Слова Ж. Агаджанавой

«Марш Победы». Музыка Н. Я. Соломыкиной, С. А. Палеховой. Солнышко взошло. Слова И. Доренского, музыка М. Раухвергера

Родине спасибо! Слова Н. Найденовой, музыка Т. Попатенко

Голоса родной земли. Слова Л. Дымовой

Где березоньки шумят. Слова и музыка Арины Чугайкиной

«Маме в день 8 Марта» (муз. Е. Тиличеевой,

«Праздник» (муз. Е. Машечковой,

«Золотая мама» (муз. Т. Соколовой,

«Мамино сердечко»(муз. Н. Караваевой)

«Родина краса» (муз. И. Смирновой,

«Чтоб Земля была всегда» (муз. Н. Андреевой,

«Пусть всегда будет солнце!» (муз. А. Островского,

«Что зовём мы Родиной?» (муз. Т. Бокач,

«Милый край родной» (муз. Т. Бокач,

«Родина» (муз. Н. Орловой,

«Если добрый ты» (муз. Б. Савельева,

«Улыбка» (муз. В. Шаинского,

«Детский сад» (муз. Е. Зарецкой,

«Самая хорошая» (муз. А. Иванникова,

«Родная песенка» (муз. Ю. Чичкова,

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленностиНравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в наше время является одной из основных задач дошкольного образования.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
Опубликовано: 27 января 2025 в 08:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Лазарева (УИ 603824) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД