Ирина Ивановна Филиппова
Конспект занятия «Буквы разные нужны, буквы всякие важны. Звук [Ч]. Буква Ч»
▼ Скачать + Заказать документы
«Буквы разные нужны, буквы всякие важны». Звук «Ч». Буква «Ч».
Цели:
* коррекционно-образовательные:
-закрепление знаний о согласных и гласных звуках;
-знакомство со звуком «Ч» и его графическим обозначением;
-деление слов на части (слоги);
Публикация «Конспект занятия „Буквы разные нужны, буквы всякие важны, Звук [Ч], Буква Ч“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
-определение позиции звука в слове;
-совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слогов и слов;
-упражнение в составлении и чтении слогов и слов;
-печатание и чтение предложений, составление схемы предложения
-правописание «ча-чу», «ща-щу», «жи-ши».
* коррекционно-развивающие:
-совершенствование фонематических процессов;
-совершенствование мелкой моторики пальцев рук, общей моторики;
-совершенствование логического мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия и памяти.
- развитие межполушарного взаимодействия.
* коррекционно-воспитательные:
-воспитание активности, выдержки;
-воспитание доброжелательности, умения работать в коллективе.
Оборудование: предметные картинки, кассы букв, наборное полотно, графическое изображение буквы «Ч», наборы дидактических материалов для определения позиции звука в словах, работы по составлению характеристик звуков, совершенствования навыков звукового анализа и синтеза слогов и слов; интерактивная доска, компьютер, аудио и видео записи.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Сегодня нас ждет много интересного: мы будем узнавать новое, радоваться успехам и вместе справляться с трудностями и неудачами. Давайте настроимся на работу ( кинезиологические упражнения: «Нос-ухо», «Отдаю честь».
Стук в дверь. В группу заходит почтальон Печкин с Галчонком:
- Доброе утро! Меня вы ждали? Вижу, Печкина узнали! Я пришел к вам в гости не один, а со своим другом Галчонком. Мне очень хочется, чтобы он научился разговаривать. Помогите пожалуйста галчонку выучить звуки и буквы. Поможете, ребята? Тогда я оставлю его с вами, а сам отправлюсь по делам.
2. Знакомство с темой:
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и новой буквой. Послушайте стихотворение, какой звук часто в нем звучит? Я выделю его голосом.
Чижик Чижика учил
Чистить брючки от чернил.
А закончив, стал учить
Брючки чистые чинить.
- Правильно! Это звук «Ч».
3. Произнесение звука «Ч». Уточнение артикуляционного уклада звука «Ч», характеристика звука : согласный, шипящий, мягкий, глухой.
4. Воспроизведение слоговых рядов:
Ча-ча-чо, ча-ча-чу, ча-чо-ча, ча-чо-чу, чи-чу-чу, че-че-чи, ччу-ча-ча, ач-ач-оч, уч-уч-еч, ач-оч-уч….
5. Выделение звука «Ч» из ряда слов: девочка, акация, дудочка, щетка, дочка, шуба, чудеса, цыпленок, кочка, очки.
6. Выделение звука «Ч» из слов фонограммы мультфильма (интерактивная доска).
7. Выделение звука «Ч» в произношении по картинкам на наборном полотне:
а) проговаривание слов по картинкам,
б) выделение слов со звуком «Ч» - игра «Найди лишнюю картинку»,
в) деление слов на слоги,
г) определение количества гласных звуков в словах,
е) определение позиции звука «Ч» в словах.
8. Игра на внимание «Что изменилось?»
9. Игра «Найди предметы, в названии которых есть звук «Ч» (интерактивная доска)
10. Динамическая пауза («Бананамама»).
11. Знакомство с буквой «Ч» : рассматривание, из каких элементов состоит, рисование буквы на ладони, столе, в воздухе, на плече товарища, отыскивание буквы в ряде изученных букв.
- Дети, вы хотите научиться читать? Первой букве в слове «чтение» мое почтение!
- На что похожа буква «Ч»? Правильно, на цифру 4!
«Ч» - вы правильно решили
Пишут так же, как «4»,
Только с цифрами, друзья,
Путать буквы нам нельзя!
12. Чтение слогов, слов на доске; правописание «ЧА», «ЧУ».
а) обратные слоги: ач, оч, уч, еч, ич.
б) прямые слоги: ча, чо, чу, че, чи.
- Обратите внимание на то, что слоги «ЧА» и «ЧУ» напечатаны с буквами «А» и «У». Буква «Ч», как и буква «Щ», дружит с этими буквами, а вот с буквами-зазнайками «Я» и «Ю» - нет, они не нужны ей, потому что звук «Ч» сам по себе мягкий.
в) составление и чтение слов из слогов, игра «Сломанные слова» :
- Буду я сейчас водить,
Буду слоги говорить.
Слоги нужно так поставить,
чтобы слово получить.
(сы, ча) (ча, да) (ча, ту) (чи, лу)
13. Составление предложения с данным словом. Печатание предложения под диктовку, звукобуквенный анализ слов предложения, составление схемы предложения; игра «Найди ошибки».
- Отгадайте загадку:
За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце.
Тик-так, тик-так
Тихо так, тихо так. (Часы)
- «У Саши часы». Что я сказала? Правильно, я сказала предложение. Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Сколько в нем звуков? Какие? Напечатаем это слово. Второе слово - «Саши». Сколько в нем звуков? Какие? Напечатаем это слово. Третье слово – «часы» сколько в нем звуков? У вас получилось предложение. Я тоже напечатала это предложение. Посмотрите, я все правильно сделала? (Дети находят ошибки). А теперь помогите мне составить схему этого предложения.
14. Итог ННОД:
- В замке какого цвета будет жить буква «Ч»? Почему? Будет ли на шапочке мальчика колокольчик? Почему?
Возвращается почтальон Печкин:
- А вот и я! Расскажите, чему научили вы моего Галчонка? (Дети рассказывают) Большое спасибо! А у меня для вас есть сюрприз - оказывается на почту пришла посылка, она для вас. (Посылка открывается, в ней - чупа-чупсы).