Юлия Васильевна Кармакова
Конспект урока «Буквы «И, Ы после Ц» в 6 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока : урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные:
М/ п: анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы; работать со словарями,
извлекать и преобразовывать информацию (схема, владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
М/ к: стремиться к координации различных действий в сотрудничестве, слушать и слышать других, формулировать собственное
мнение и аргументировать его, осуществлять взаимный контроль.
Предметные:
Публикация «Конспект урока „Буквы „И, Ы после Ц“ в 6 классе» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
4 ЛР: находить в словах орфограмму-букву и, ы после ц, писать слова с данной орфограммой, объяснять условия её выбора.
Ход урока
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка (на основе домашнего задания).
1. Ученики предлагают свои варианты заданий.
Коллективное обсуждение и выбор наиболее интересных вариантов. Остальные варианты учитель собирает и может использовать в дальнейшей работе.
2. Один-два ученика читают свои сочинения-рассуждения. Класс
слушает, рецензирует ответы.
Взаимооценка.
Коммуникативные УУД:
1. Владеть монологической и диалогической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
2. Выступать с небольшими сообщениями перед аудиторией сверстников.
ТОУУ
III. Постановка проблемы урока.
Работа по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока» или опора на презентацию (см. prezent_rus_6kl_ ur13).
После установления сходства (имена существительные, во всех словах есть ц) и различий (разные буквы и и ы после ц) ученики формулируют учебную проблему: в каких случаях после ц пишется и, а в каких – ы? Регулятивные УУД:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
IV. Открытие новых знаний.
1. Продолжается работа по учебнику (или используется презентация). Учитель ведёт диалог с опорой на вопросы (используется подводящий диалог). Предложенный в учебнике материал можно использовать и для побуждающего диалога. В этом случае никаких графических обозначений условий выбора орфограммы не даётся, слова просто записаны в три столбика (лучше вначале без исключений).
Учитель задаё т вопросы:
– Сравните записи в каждом столбике.
– Почему слова так сгруппированы? (В 1-м столбике пишется и, во
2–3-м – ы).
– Какие будут предположения о выборе этих букв? (В разных частях
слов.)
– Определите часть речи у записанных слов. Что вы можете сказать?
– Проверьте себя по материалу для наблюдений в учебнике (упр. 72).
Сравните с той информацией, которая представлена на слайде (доске, найдите отличия (есть исключения, когда в корне после ц пишется ы).
– Сформулируйте правило написания букв и, ы после ц самостоятельно.
2. Чтение правила в рамке, сравнение с собственной формулировкой.
– Назовите опознавательный признак изученной орфограммы.
– Как вы думаете, почему в названии орфограммы не указана часть
речи? (Это написание возможно в разных частях речи.)
– Какое условие является основным при выборе написания букв и,
ы после ц? (Часть слова.)
Составьте схему орфограммы. Сравните с графической моделью орфограммы (см. материал предметного диска – графическая модель орфограммы «Буквы и, ы после ц» к § 6).
Графическая модель орфограммы «Буквы и, ы после ц».
– ЦИ–
– прил.
Ц – сущ., прил.
– Запишите на основе правила ключевые слова. (Орфограмма,
буквы ы, и после ц, часть слова.)
– Сравните их с ключевыми словами в конце темы. Чем можно дополнить ключевые слова в конце темы? (Орфограмма-буква гласного ы, и, часть слова.)
Регулятивные УУД:
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему, представлять модель).
V. Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений.
Упр. 73 – развивается умение находить изученную орфограмму в словах, объяснять условия выбора букв и, ы после ц.
Выполняется устно, по рядам, по одному примеру.
Упр. 74 – развивается умение писать слова с орфограммой-буквой
и, ы после ц, графически обозначать условия выбора орфограммы.
Можно предложить дополнительное задание: выписывать словосочетания в столбик: с ы, с и.
Письменной работе предшествует словарно-орфографическое задание:
а) Найти слова под звёздочкой, уточнить, что они обозначают (сначала пытаемся объяснить самостоятельно, исходя из знаний, опыта, затем проверяем по словарю).
б) Выписать словарные слова, данные в рамке (инициалы, аттракцион, найти в них все орфограммы (указать название, подчеркнуть).
Упр. 75 – развивается умение опознавать слова с изученной орфограммой среди слов с другими видами орфограмм в составе предложений.
Можно расставить буквы карандашом и провести взаимопроверку,
затем в парах ученики выборочно диктуют друг другу по одному предложению.
Самопроверка по учебнику. Затем учитель может проверить выборочно у отдельных учеников.
Упр. 76 – развиваются речевые, а также учебно-языковые умения:
находить в тексте слова с изученными орфограммами, выписывать предложения, в состав которых они входят.
Ученики работают в группах письменно, результаты обсуждаются
устно. Нужно обратить внимание на выражение основной мысли текста («филологом в широком смысле слова, то есть «любителем слова», может и должен быть каждый культурный человек»).
Текст озаглавливается, заглавия обсуждаются. (Кто такой филолог? Зачем нужна филология? Филология – основа культуры и душевного богатства.) Познавательные УУД:
1. Пользоваться разными словарями.
2. Осуществлять познавательную рефлексию.
3. Анализировать, сравнивать, группировать.
ТОУУ
Личностные результаты:
Осознавать роль филологических знаний в формировании общей культуры современного человека.
Коммуникативные УУД:
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
VI. Словарно-орфографическая работа.
– Выпишите все слова, данные в рамках, в словарики (инициалы,
аттракцион, милиция, милиционер, нарцисс, палисадник).
– Какое из слов является лишним? Почему? ( Палисадник: нет
орфограммы-буквы и, ы после ц.)
– Что значит слово палисадник? Есть ли связь со словом поле? Придумайте ассоциацию, чтобы легче можно было запомнить написание этого слова. Подчеркните все орфограммы в словах. Назовите их вид.
Познавательные УУД:
Представлять модели объектов в знаково-символической форме.
VII. Итог урока.
– Приведите примеры слов с изученной орфограммой.
– С какими трудностями можно столкнуться при написании слов с данной орфограммой? С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?
– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т. к. изучался новый материал).
– По каким критериям будете оценивать себя?
Регулятивные УУД :
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
VIII. Домашнее задание.
1. Составить на основе правила схему (таблицу).
2. Упр. 77 (списать абзац, в котором есть три слова с изученной орфограммой).
3. Словарные слова записать в словарик.