Бесханум Исмаилова
Урок литературного чтения в 1 классе «Жить — Родине служить. Согласный звук [й]. Буквы Й, й»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Жить – Родине служить. Согласный звук [й]. Буквы Й, й
Цель урока : создать условия для ознакомления учащихся с особенностью буквы й; развития речи, памяти, логического мышления; формировать патриотические чувства учащихся.
Планируемые результаты (предметные)
Определяют особенность буквы й; выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; составляют рассказ на заданную тему.
Публикация «Урок литературного чтения в 1 классе „Жить — Родине служить, Согласный звук [й], Буквы Й, й“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Личностные результаты
Оценивают простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых правил и норм поведения.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию).
Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – характеризуют звук [j’], буквы Й, й.
Коммуникативные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им.
Оборудование
Компьютерная презентация.
Презентация на доске.
Ход урока
I Организационный момент
Сегодня у нас на уроке много гостей, которых мы очень рады видеть.
Приветствие гостей
Мы каждый день встречать вас рады,
Но редко видимся подчас.
Что ж, тем ценнее это утро,
Мы счастливы всех видеть вас.
-Проверим готовность к уроку, сядьте правильно, как сидят на плакате дети.
Под саундтрек «Небо видело всё» учитель рассказывает о своей жизненной ситуации.
-А вы знаете, ребята, однажды я увидела вот что: в вечернее время все детишки нашего двора вышли поиграть с друзьями, в том числе и мой сын на велосипеде. Ему тогда было 4 года. Его любимым местом для езды на велосипеде был соседский, вымощенный камнем, двор с наклоном перед их воротами. И вот он очередной раз спускается на велосипеде со скоростью на проезжую часть улицы. И вдруг все вокруг видят, что ему навстречу выезжает машина на скорости. Все в ужасе стояли, как вкопанные, только один мальчик, стоящий подле моего сына, спохватился и оттолкнул его в безопасную сторону. О том, что могло случиться, не будь на месте этого мальчика, страшно даже подумать. Я подарила жизнь сыну, а он сохранил её ему.
- Ребята, как можно назвать такого человека?
-Герой
-А кто такой герой?
- Какой последний звук в слове «герой»
Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Звуков и Букв. Но, чтобы совершить новые для нас открытия, нам, как настоящим путешественникам в пути, понадобятся наблюдательность, внимание, умение работать в парах и группе, полученные ранее знания тоже будут нужны.
II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка
Какой новый звук вы сейчас произнесли на конце слова?
III. Постановка учебной задачи
-Определите тему урока.
-Что мы будем делать на уроке?
-Сегодня мы будем учиться распознавать звук [j’] в словах, научимся обозначать звук [j’] буквой й
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности
Сейчас мы с вами проведём небольшое исследование по этой букве.
Произнесите её звук, можем ли мы его тянуть и петь? (Нет) –Значит, это буква гласного или согласного звука? (Буква согласного звука)
-Теперь, положите ручки на горлышко, произнесите этот звук и определите, дрожит ли ваше горлышко? (Да)
-Отсюда следует, что буква «и краткое» обозначает звонкий согласный звук. Посмотрите на ленту букв и скажите, это буква мягкого или твёрдого согласного звука? (Мягкого согласного звука).
-Пройдёмся с буквой Г по улице мягких команд. (Дети читают слоги-слияния)
-Пройдёмся с буквой Й по улице мягких команд. Получается, дети? -Нет
-А почему?
Вывод: буква Й всегда пишется только после гласной. Послушайте, пожалуйста, чтение следующих слов и сделайте вывод. (Дети делят слова на слоги)
-Сойка, чайка, чайник, читайте, бойко.
Вывод: на букве Й заканчивается слог.
Учитель читает стих про букву Й
Н надела поясок
И надела поясок
Буква Н надела ровно,
Буква И- наискосок.
Ты ей шапку подари-
Станет краткой буква И.
-На что похожа бука Й? (Выслушиваются ответы детей)
Парная работа. Дети, нарисуйте букву Й на ладошках вашей пары, почувствуйте её и запомните начертания этой буквы.
-Чем отличается произношение (и) от произношения (й?
V. Работа по учебнику.
-Дети, а что же нам на сегодня дядя Горецкий приготовил по этой букве? Давайте откроем учебники и посмотрим.
Откроем азбуку на стр. 35.
– Рассмотрите изображение трамвая и схему к этому слову.
-Посмотрите в азбуку и дайте характеристику звуку [j’]
-Согласный, звонкий, мягкий, непарный
-Назови слова со звуком [й'] по картинке.
Vl. Чтение слов с новой буквой.
-Прочитаем слова цепочкой
Сильный, хоккей, шайба, йод, линейка, лайка, соловей, змей, троллейбус, чай, чайка.
-Самостоятельно прочитайте слова в столбиках. Азбука, стр. 35
-Прочитайте слова, где буква й стоит вначале слова, в середине слова?
VIl. Поиграем с буквами и словами
-Какой может быть человек? Придумай слова с Й на конце.
-Добрый, злой, смелый, смешной, верный, хитрый, сильный…
-Отгадай ребус.
100 й
VIIl. Физкультминутка
-А теперь послушайте песню в моём исполнении и скажите, о чём она?
Песня о России.
-А чем является для нас Россия?
-Нашей Родиной.
lX. Работа над чтением, с текстом К. Д. Ушинский Наше Отечество
-Мы побеседуем о Родине, узнаем, что называют Родиной, продолжим работу над правильным, красивым, выразительным чтением, будем учиться рассуждать.
-Откройте страницу азбуки 86 и прочитайте, как называется текст, который будем читать? А кто написал?
-К. Ушинский.
-Это произведение написал К. Д. Ушинский, великий русский педагог и писатель.
Чтение рассказа по частям. Беседа.
-Как писатель называет нашу Родину?
-Почему Россию называют Отечеством?
-Почему называют Родиной?
-А почему называем её матерью?
-Какие страны вы знаете?
-Почему у нас одна родина?
-Как мамочка своего ребенка кормит, поит, учит, защищает и бережет, так и Родина наша каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.
Человек учится говорить со слова «мама». Хлеборобы и крестьяне всегда благодарили за урожай «Землю - матушку».
Воины, защищающие Отчизну, идут в бой со словами «За Родину – мать». О матери помнят всегда: и в дни радости, и в дни тревог.
Наше отечество, наша родина - матушка Россия.
-Ребята как вы понимаете пословицу «Жить-Родине служить?»
Многое может родная земля! Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой, но защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества, родной земли – долг тех, кто ест хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Люди в разное время совершали и совершают подвиги во имя любви к своей Родине, во имя любви к своему народу. Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть земли. Но русская армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватить землю русскую.
Рассмотрите иллюстрацию и расскажите, что изображено на ней?
Х. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией.
Чтение пословиц и объяснение. Стр. 34
Работа по иллюстрации, стр. 35
-Посмотрите на иллюстрацию, стр. 35, сделайте предположение о ком пойдёт сейчас чтение текста?
-От чьего имени ведётся рассказ?
-О ком он рассказал нам?
-Кем был на войне его дедушка?
-Прочитайте первую часть рассказа ещё раз и скажите, какую награду получил дедушка на войне.
-Какие награды вы ещё знаете?
-О какой войне идёт речь в тексте?
-Кого называют героем? Что значит слово отвага?
-Как называют людей, которые прошли войну? (Ветераны.)
-Сейчас наши дети расскажут о своих дедах. (Слушают рассказы детей)
-Новое поколение, взгляни ветерану в глаза,
Помните, чтите Победу эту.
Кричите на всю страну, на всю планету,
Всех ветеранов наших имена.
В нашей стране высоко ценится боевой и военный подвиг людей. В какой праздник собираются все ветераны и вспоминают войну, победу над врагом, встречаются со своими однополчанами? (9 Мая — День Победы.)
Xll. Работа в группах
Каждая группа получает по одному слову и проводит его звуко-буквенный разбор. В результате работы слова каждой группы вместе образуют предложение: Родина, любовь мою прими! (Учитель совместно с обучающимися и родителями создал фильм «Моя гордость-Россия» для просмотра на открытом уроке) (Смотрят пятиминутный видеоролик)
Хlll. Рефлексия. Оценка успехов
С какой новой буквой мы с вами познакомились?
Что вы можете о ней рассказать?
О чём вы ещё узнали на уроке, что затронуло ваши души?
Какой праздник называют праздником со слезами на глазах?
Спасибо за урок. Урок окончен.