Валентина Бозяева
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе для формирования смыслового чтения «Как поросенок говорить научился»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока : Урок изучающего чтения
Педагогические задачи: 1) организовать деятельность обучающихся по отработке навыков выразительного чтения;
2) на материале урока развивать речей детей, способствовать дальнейшему развитию интереса к чтению и желания самостоятельно читать
Планируемые результаты: 1) предметные: правильно называть произведение (фамилия автора, заголовок); определять жанр и тему; выявлять авторскую точку зрения и выражать свою
Публикация «Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе для формирования смыслового чтения „Как поросенок говорить научился“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Поросята. Сказки, стихи, детская литература
- Свинья, поросята
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2) личностные: оценивают свою работу; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; имеют желание учиться
3) метапредметные:
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ и сравнение;
коммуникативные: формулируют свое мнение и позицию.
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности
учителя Содержание деятельности
обучающегося Заметки учителя, коррекция
1. Мотивирование учебной деятельности (оргмомент) Слово учителя, настрой на работу (стихотворение).
Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят? Приветствуют учителя, организуют рабочее место.
2. Актуализация опорных знаний Проводит подготовку к читательской деятельности.
Дидактическая игра
«Найди свой домик».
Двое учащихся держат в руках синий и зеленый квадраты (твердый и мягкий согласные звуки, у остальных-гласные буквы. Задание: гласные должны оказаться в нужном домике. Н-р: «я»-смягчает согласный, после которого стоит, значит к зеленой фишке (квадратику, «а»- не смягчает- значит, к синему домику.
Дети без букв -осуществляют проверку и комментируют свои замечания. Слушают.
Активно участвуют в игре. «Чтение наоборот» :
сначала смотрят на гласную букву, которая стоит после согласного и решают, как произносить согласный, мягко или твердо?
3. Постановка учебной задачи Сообщает тему урока ( она записана на доске: фамилия автора и название произведения).
Помогает сформулировать цели и задачи урока. Под руководством учителя читают с доски; определяют задачи урока :
- учиться слушать и читать
- работать с текстом
- делать выводы
- определять главную мысль
- высказывать свое отношение к прочитанному и другие.
4. Усвоение новых знаний Читает текст произведения, просит детей слушать с карандашом в руке - для пометки непонятных слов.
Проводит проверку первичного восприятия
(беседа по вопросам учителя).
Подводит детей к выводу, что речь- это дар Божий, ею владеют только люди и об этом надо помнить. Внимательно слушают чтение учителя с карандашом в руке.
Дополняют модель обложки произведения.
Отвечают на вопросы. Доказывают свою точку зрения.
Приводят пословицу:
«Слово –не воробей, вылетит, не поймаешь!»,
объясняют её.
Узнают новое слово «синонимы» _Что прослушали?
Схема (на доске- модель).
- Обратили ли вы внимание, из какого раздела рассказ? (Смешинки)
Справка об авторе: настоящая фамилия: Алексей Иванович Еремеев, считал, что в детском произведении д. б. много юмора, эти произведения д. б. смешными.
-Пришлось ли вам посмеяться?
- Добилась ли девочка того, чего хотела? Как? (Автор помог).
Научился ли поросенок говорить?
-Объясните слово «Попроще»-
«Полегче»
- Кто знает, как называются слова, которые обозначают одно и то же, но пишутся по-разному?
(Синонимы)- слово напечатано на доске (с обратной стороны, чтобы дети заранее не обращали на него внимание.
Физминутка Проводит дидактическую игру «Живые звуки»
1) Сначала фишками цветными все выкладывают на партах «хрю»
2) Участвуют в игре Участвуют в игре, комментируют действия одноклассников. Будем составлять звуковую модель слова «ХРЮ» (см. Приложение).
Проводит работу по закреплению умений работать с текстом.
Дает пояснения, распределяет роли.
Проводит обсуждение чтения по ролям. Слушают учителя.
РОЛИ:
Автор: хорошо читающий ученик.
Девочка, Поросенок- любой ученик из класса, т. к. предложения короткие, им легче читать. Будем учиться читать выразительно.
Предлагаю почитать отрывок в лицах, по ролям, значит.
(2-3 раза читаем).
Физминутка Проводит минутку отдыха. Дети выполняют
задание учителя. Игра-рефлексия.
Я- учитель, буду читать за девочку, а вы все вместе будете играть роль котенка, щенка, ослика, лошадки.
Проводит слушание аудиозаписи (читает артист).
Слушают.
Делятся впечатлениями. Аудиозапись рассказа Л. Пантелеева
«Как поросенок говорить научился»
5. Рефлексия (итог) Проводит заключительную беседу.
Подводит к формированию выводов.
Просит задать вопрос по уроку себе и одноклассникам.
Заканчивает урок, благодарит детей за работу.
Делают выводы:
- люди и животные (во всём должна быть гармония);
- начатое дело доводить до конца;
- смех- продлевает жизнь;
- речью владеют только люди, существа разумные).
Оценивают свою деятельность на уроке.
Делают самостоятельные выводы о результатах урока (цели, задачи).
Задают вопросы одноклассникам, учителю.
Просит назвать правильно произведение.
Примечание
(вариант окончания урока) :
при помощи слов «почему», «зачем» и «как», задайте мне вопрос по произведению.
Приложение к уроку. Дидактическая игра «Живые звуки» со словом «ХРЮ»
1) Учитель раздает детям буквы, которые могут быть в этом слове : Х. У. Р. Ю и несколько других
2) Вызов к доске детей:
- идет буква, обозначающая твердый согласный звук в этом слове (выходит ребенок, имеющий букву «Х» и встает там, где считает место этой буквы в слове: 1-е
3) - идет буква, обозначающая гласный звук в этом слове (выходит ребенок,
имеющий букву «Ю» и встает там, где считает ей место: 3-я
3) - идет буква, обозначающая мягкий согласный звук в этом слове (выходит ребенок, имеющий букву «Р» и встает на «свое» место: 2-е
ВСТАЛИ.
4) Учитель организует чтение, показывая указкой сверху над головами учащихся, там, где указка остановилась, дети задерживают чтение, т. е акцентируют внимание именно на показываемом звуке. Например, хххххххххххру, хрррррррррррррру, хруууууууууууу
5) Убираем звуки и буквы в таком порядке:
- уходит гласный звук в этом слове (ребенок карточку с буквой»Ю» оставляет, сам садится, он же звук в данное время)
- уходит буква, обозначающая мягкий согласный звук в этом слове (ребенок, держащий букву «Р», ее убирает, сам остается)
- уходит 2-й согласный звук в этом слове (ребенок, держащий карточку с буквой «Х», уходит, а буква остается).
В итоге: остались буквы «Ю», «Х» и ребенок, он же звук (РЬ).
6) Учащиеся рассказывают всё, что знают про оставшиеся буквы и звук:
«Ю»- гласная буква, обозначает гласный звук (У, она же и ударная, т. к. одна в слове
«Х»- согласная буква, обозначает два звука (Х твердый и ХЬ мягкий)
(РЬ)- согласный звук звонкий, глухой пары нет, мягкий, есть твердая пара (Р).