Абрамова
Конспект урока обучения грамоте «Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков.»
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
1. Формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности;
2. Формировать элементарные умения в проведения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.
Публикация «Конспект урока обучения грамоте „Согласный звук [ш], буква Ш, Строчная буква ш“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, 1 класс
- Обучение грамоте. Конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения :
Учащиеся получат возможность:
Регулятивные:
1. принимать и сохранять учебную задачу и решать ее в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности ;
2. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
1. Формировать умение понимать полученные знания в измененных условиях.
2. формировать мыслительные операции анализа и синтеза, обобщение, делать умозаключения
Коммуникативные:
1. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.
2. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь
Направленные на достижение предметных результатов обучения :
Учащиеся научатся:
1. наблюдать за произношением нового звука в словах
2. устанавливать на основе наблюдений, что звук [ш] глухой и всегда твёрдый.
3. выделять звук [ш] из слов
4. Характеризовать его, обозначать буквой.
5. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и
Оборудование: образцы штриховки; схемы предложений; знаки-символы для обозначения пунктов плана и знаки, символизирующие выполнение этого пункта (желательно связать их с оранжевым цветом, который символизирует регулятивные УУД); печатный слог ШИ с И красного цвета.
Символы:
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
Мотивация к учебной деятельности. - А вот и звонок. Начинается урок.
- Вспомните занятия «Мира деятельности»!
- Какими ученики должны быть на уроках? (Активными, внимательными).
- Проверим с первых же минут, какие вы внимательные.
Вначале сядьте те, у кого имя начинается с гласного звука, а теперь те, у кого со звонкого согласного, и в конце те, у которых - с согласного глухого звука.
- Вы хорошо работали на прошлых уроках, сегодня вы продолжите открывать новые знания. Мы познакомимся с новой буквой и звуком!
А вы не растеряетесь? (Нет. Главное понять, что мы еще не знаем, и постараться самим открыть новое.)
- Что будем делать вначале урока? (Повторять пройденное.)
- Начинаем с чистоговорки:
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Вот что шепчут камыши!
. Актуализация знаний
Работа в «Букваре». 1 5
– Посмотрите на знакомые нам схемы-«человечки» в «Букваре» на с. 80, которые держатся за руки. Что мы можем про них сказать?
(Эти буквы обозначают глухие согласные звуки [т], [т’], [к], [к’], [с], [c’], [п], [п’].)
– Дайте характеристику этим звукам. Нарисуйте им башмачки и шляпки.
– Что здесь для вас необычного?
(Один «человечек» стоит в стороне и держит восклицательный знак.) Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
. Постановка учебной проблемы
III. Открытие нового знания – Какой вопрос возникает?
– На это вопрос нам надо ответить на сегодняшнем уроке.
– Давайте составим план.
План (примерный) 3 2
1. Работа с рисунками.
2. Составление схемы слова.
3. Знакомство с новой буквой. В чём её особенность?
4. Чтение слогов и слов.
5. Письмо букв, слогов и слов.
6. Работа с предложением.
7. Работа с текстом.
– Что мы сейчас сделали? (Спланировали свою работу.)
– Давайте, когда будем выполнять каждый пункт плана, рядом ставить какой-то знак, что пункт выполнен.
1. – Рассмотрите рисунки. Давайте их озвучим. (Уши, шуруп, шалаш, шляпа.)
– Что общего в произношении этих слов? (Есть звук [ш].)
2. Работа в парах.
На письме звук [ш] обозначают буквой Ш. Посмотрите внимательно на схему буквы Ш. Почему «человечек» держит восклицательный знак?
– Чем отличается схема-«человечек» Ш от других?
- Поработайте в парах и откройте новый эталон звуковичка-человечка. (Эта буква особенная. Она обозначает согласный звук [ш]. Это глухой согласный. Рисуем на голове шляпу, закрашиваем её в чёрный цвет. Этот согласный всегда твёрдый. Оба башмачка закрашиваем в синий цвет.)
– Какие новые знания мы открыли?
– Какой пункт плана выполнили?
– Отметьте знаком на доске.
3. Знакомство с печатной буквой Ш.
– Найдите на ленте букв (на доске) букву, которая обозначает [ш].
– Что напоминает буква Ш? (Гребешок, ковш экскаватора, вилы, зубья этого ковша.)
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё. (А. Шибаев.)
Ах, табуретка хороша!
Перевернул – и буква Ш. (Г. Тарлапан.)
2. Загадка-шутка.
На сосне она висит,
Очень далеко глядит!
Ну а если упадёт,
То получит кто-то в лоб. (Шишка)
4. Работа в тетради для печатания.
–Назовите слово-отгадку.
- Произведём звуко-буквенный анализ этого слова.
- Сколько в этом слове слогов? Почему?
– Выделите в нём звук [ш] и скажите, где он слышится: в начале слова,
в середине или в конце?
– Произнесите новый звук ещё раз. Какой это согласный? (Звук [ш] всегда твёрдый.) – Напечатайте новую букву.
– Прочитайте слоги, которые получатся
Аналогично характеризуется каждый звук.
Формулирование темы и цели.
5. Работа в прописи. 4 3 2
1) – Посмотрите на печатную и прописную буквы Ш. Чем они похожи, а чем отличаются?
– Где мы потренируемся писать прописную букву Ш?
– Откройте с. 26 в прописи, посмотрите на рисунок.
2) Работа с иллюстрацией.
– Кто изображён на картинке?
– Как называют того, кто любит пошутить?
– Назовите, глядя на рисунок, как можно больше слов со звуком [ш]. (Шары, шутит, шутник, ширма, воздушные.)
– Заштрихуйте 1 шар штриховкой любого вида.
3) Написание букв.
Написание наклонной линии. Знакомство с написанием буквы Ш.
Сравнение письменной и печатной букв. Сравнение с буквой И (с. 27).
а) Запись элементов буквы Ш. (Счё т: раз-и-два-и-три-и.)
б) Обведение буквы Ш. Комментируют учащиеся.
в) Анализ ошибок: разная высота элементов, не сохранена параллельность. Можно показать возможные ошибки на доске, затем стереть их.
г) Заполнение схемы-«человечка» в прописи. 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
V. Применение нового знания 1. Работа в «Букваре». 2 5 3
1) Чтение слогов с буквой Ш.
Игра «Доскажи словечко».
– Дополните слоги так, чтобы получились слова.
Можно выставить эти слоги на доске и добавлять буквы из кассы или ленты букв.
Ша-р
Шо-у
Шу-м
Ши-шка и т. д.
– Попробуем записать эти слоги прописными буквами. Где мы будем сейчас работать?
Физминутка музыкальная.
2. Работа в прописи. 2 5
– Прочитайте слоги, которые нам надо записать.
– В каких словах есть эти слоги?
– Какой слог самый интересный? (Ши.) Чем?
– Сколько одинаковых элементов в сочетании ши? (Пять.) Будьте внимательны, не пропустите элемент. Чтобы удобнее было читать этот слог, нужно последний элемент буквы Ш (прямую наклонную с закруглением внизу) немного удлинить. Посмотрите, вот как нужно это сделать.
Учитель на доске даёт образец (написать этот слог на доске не менее трёх раз).
– Произнесите ещё раз слог ши.
– Какой звук слышится после [ш]? (Звук [ы].)
– А какая пишется буква? Написание этого буквосочетания надо запомнить.
Подчё ркивание: ш и.
– Догадались, почему в руках у человечка был восклицательный знак?
– Какой пункт плана ещё выполнили? Отметьте.
3. Работа в «Букваре». 5 6 3 1
Чтение и анализ слов.
Работа над лексическим значением, наблюдение над однокоренными словами, оттенками их значений.
Чтение 1-го столбика слов про себя, затем вслух по заданиям.
– Что общего у этих слов? (Эти слова односложные.)
Чтение слов 2-го столбика.
– Чем интересны пары слов? (Называют большой и маленький предметы.)
– Что есть в слове-названии маленького предмета, но нет в названии большого? (ПРОПЕДЕВТИКА. Суффикс.)
4. Работа в прописи. 2
1) Анализ слов шут, шутник, шутит. Запись слов. Выделение корня.
2) Анализ слов: ширма, пушинка, уши.
– В слове ширма выделяем орфограмму – букву И, подчёркиваем её одной чертой. Двумя чертами подчёркиваем букву Ш. Это означает, что мы графически объяснили, почему пишется буква И.
Запись слова.
– Найдите ширму на картинке. Обведите узоры на ширме.
3) Работа с предложением.
- Что такое предложение?
- Составьте из слов предложение.
- Проверьте по образцу.
- У какой группы слова расположены иначе?
Анализ предложения: У клоуна Паши шары.
а) Постановка ударения в словах.
б) Подчёркивание опасных мест.
в) Составление схемы. (Или выбор её из предложенных на доске.)
г) Повторение правописания заглавной буквы в именах людей.
Комментированное письмо.
Взаимопроверка.
– Нам предстоит ещё что-то интересное узнать о клоуне Паше. Посмотрим в «Букваре».
5. Работа в «Букваре». 7 6 1 1 3
Чтение текста «Паша-шутник».
1) Работа с текстом до чтения.
Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации.
– Кого изобразил художник?
– Что уже можно сказать? (Мы будем читать про Пашу-шутника. Это понятно из заглавия. На иллюстрации мы видим клоуна, так как у него разрисовано лицо. Он смеётся. Это, наверное, и есть Паша. Одет Паша как клоун на сцене. У него штанишки на лямочках. На штанишках изображены ромашки. На голове смешная шляпа, на ногах смешные ботинки. А в руках держит ромашки.)
– Чтобы до конца разобраться, прочитаем текст.
2) Работа с текстом во время чтения.
Чтение про себя, затем вслух по предложениям.
Вопросы по ходу чтения.
– Кто же Паша? (Паша – клоун.)
– Кто такой клоун? (Клоун – это артист цирка, который в цирке веселит народ, поднимает настроение.)
– Значит, какой Паша, раз он шутник? (Весёлый, задорный, остроумный.)
– Можно ли приготовить окрошку из ромашек? (Нет, это Паша шутит.)
– А на самом деле из чего окрошку делают?
Повторное чтение.
3) Беседа после чтения.
– Что смешного в Пашином наряде?
– Ещё раз посмотрите на иллюстрацию. Прочитайте предложения, к которым она относится.
– Почему Паша так необычно одет? (Он же клоун, должен смешить людей, поэтому и одет смешно.)
– Как вы думаете, для чего Паше шишки? (Он ими жонглирует.)
– А почему окрошка из ромашек, а не из других цветов?
– Подсчитайте, сколько слов с буквой Ш встретилось в тексте.
Прочитайте их.
– Отметьте точкой звук, который обозначен этой буквой.
– Какого цвета точка?
Желательно закончить один из двух уроков этого конспекта, подведя итоги урока. Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое
V. Домашнее задание (по желанию) – Штриховка рисунка на с. 28 прописи.
Показав карточки с вариантами штриховки, можно предложить детям самостоятельно выбрать варианты и заштриховать картинку.
V. Итог урока. - Какова была тема урока?
– Чем похож звук [ш] на другие согласные звуки? Чем отличается? 4 4
– Чему сегодня научились?
– Что больше всего понравилось на уроке?
– Все ли пункты плана выполнили? (Возвращаемся к плану, составленному на уроке.)
- Мы достигли своей цели?
– Как бы оценили своё настроение после урока?
- У каждого из вас шарики трёх цветов. Оцените сами свою работу на уроке. Выберете нужного цвета шар: зелёный, жёлтый или красный. Если вы были активны и всё поняли - зелёный, если не совсем хорошо работали – жёлтый, ну а если совсем ничего не поняли и не работали на уроке, то возьмите шар красного цвета.
ТООУ