Получи документы

Конспект урока по русскому языку на тему «Двойная роль букв е. ё, ю, я»

Анна Карлина
Конспект урока по русскому языку на тему «Двойная роль букв е. ё, ю, я»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель урока :

1. Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я,

с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.

2. Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Метапредметные цели урока :

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Публикация «Конспект урока по русскому языку на тему „Двойная роль букв е, ё, ю, я“» размещена в разделах

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

Задачи урока :

1. Повторить изученное на предыдущем уроке;

2. Научиться «видеть» двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я;

3. Доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;

4. Развивать грамотность устной и письменной речи;

5. Уметь оценивать себя;

6. Работать в паре, группе;

7. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал

Тип урока : урок объяснение новой темы

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.

1Вступительное слово:

Организационный момент

Добрый день, мои друзья!

Вас всех рада видеть я.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

В руки ручки мы берём

И сейчас писать начнём

Поприветствуем наших уважаемых гостей.! Надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем.

Желаю вам успехов и хороших оценок.

Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации.

Ребята, сегодня, собираясь к вам на урок, я услышала по радио стихотворение. Послушайте его и вы!

“История с переодеванием”

Гласные звуки

Купили когда-то

По два нарядных костюма на брата.

По два костюма купили –

И рады.

И то и дело меняют наряды.

– По два костюма на брата!

Не много ли?

Гласные звуки, я думаю, щеголи,

Франты, лентяи, гуляки…

– Да что ты!

Звукам костюмы нужны для работы!

А для чего им

Переодеваться –

В этом попробуем вы разобраться.

-Перед нами проблемный вопрос?– Зачем букве два звука? В этом нам и предстоит сегодня разобраться

Итак, У нас сегодня урок-расследование. Мы с вами расследуем дело. Кем вы будете эти 45 минут, мы скоро узнаем. Кто-то будет участвовать в следственных заданиях, другие в проведении экспертиз, а кто-то в проведении оперативной работы.

Итак, у нас четыре отдела. Отдел Расследования, Отдел Экспертизы, Отдел оперативной работы, Информационный Отдел.

Вам при входе в класс выдали жетоны. Красные жетоны-Отдел расследования, жёлтые-Отдел экспертизы, голубые-отдел оперативной работы, ну и зелёные-Информационный отдел. Но не забываем, что мы одна команда, и дело у нас общее. Выслушиваем все версии, и выбираем правильную.

И вот вам одна справка.

“Среди

многочисленных согласных звуков русского языка выделяется один, и отличается он тем,

что не имеет своего определенного обозначения, своей буквы. Иногда его обозначают

буквой Й, но чаще всего он скрывается под другими буквами. Что же это за звук такой

хитрый?

"Ребята! Перед вами рисунки. Нам потребуется сейчас определить, есть ли в данных названиях согласный звук Й. "

А как меняется буквенно-звуковой состав слов.

Листья, яблоко, заяц, еж, обезьяна, объявление, ель, юнга.

Мы выяснили, что в некоторых словах, количество букв и звуков одинаковое, в других разное. А почему, ребят?

Давайте выскажем свои версии! Молодцы. Значит буквы е,ю. ё,я в русском языке особенные. Так над каким делом мы будем сегодня. работать. Правильно.

- Ребята, у каждого из вас на парте лежит протокол расследования. Именно в нём мы будем сегодня работать

Запишем число и тему «Двойная роль букв е,ё ,ю,я»

И начнём мы с оперативной летучки.

1. Оперативная летучка.

Учитель:

Сначала давайте сформулируем задачи следствия

. 1. Повторить изученное на предыдущем уроке;

2. Научиться «видеть» двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я;

3. Доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;

4. Развивать грамотность устной и письменной речи;

5. Уметь оценивать себя;

6. Работать в паре, группе, команде;

2. Блиц-опрос

- И для начала проверим, насколько вы готовы к расследованию.

Ответьте на мои вопросы.

1. Что такое фонетика? (наука, изучающая звуки речи)

2. Из чего состоят слова, которые мы слышим? (звуки)

3. Звуки делятся на … (гласные и согласные)

4. Гласные бывают … (ударные и безударные)

5. На какие звуки делятся согласные? (твердые/мягкие, звонкие/глухие)

6. Из чего состоят слова, которые мы пишем? (букв)

7. Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы : 10 гласных, 21 согласных, Ъ и Ь знак)

8. Сколько гласных звуков в русском языке? (6 – а, и, о, у, э, ы)

9. А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6? (учащиеся должны сказать, что есть гласные буквы е, ё, ю, я, которые в звуки не входят)

3. «Поиск преступника».

Найди в каждой группе лишнее слово. По какому признаку оно оказалось лишним? (Устные ответы)

Ящерица, яблоко, ясень, тяжесть.

Юля, юрта, каюта, жюри.

Салют, брошюра, земля, ягода.

4. Опрос свидетеля.

Учитель: Для полного понимания материала нам предстоит поехать в командировку в город Звукобуквинск, и послушать историю одного доктора.

“В нашем городе Звукобуквинске жили-были Буквы и Звуки. Дружно жили. Но

всякий обращал внимание на то, что все буковки выглядели крепенькими, румяными да

веселыми, а звуки были вечно грустные да бледные. А все потому, что буквы занимались

спортом, а звуки ленились и часто болели. Самым распространенным недомоганием у

звуков считалось острое фонетическое расстройство. То у них мягкость в голосе

пропадала, а то наоборот – твердость в ногах. Однажды в кабинет главного врача вошла

бледная буква Я. Она прежде никогда не болела и была очень напугана своим

самочувствием.

- Что с вами?- спросила взволнованная В.

– Я недомогаю… что-то мешает внутри, – ответила буква Я.

– Нужен рентген!

Сказано-сделано. Посмотрел я на снимок и объявил:

– У вас же внутри ЙОТ!

– Это опасно? – забеспокоилась Я.

– Нет. Это случается иногда у некоторых букв. Например, вчера обращались

сестры Е и Ё, а на прошлой неделе – Ю. С ними такая же история, как у вас. Понимаете, с

вами играет в прятки ЙОТ! Просто так его не увидишь. Он – невидимка и любит всех

подурачить.

– Какое же лекарство вы мне посоветуете?

– Как можно чаще делайте фонетический разбор тех слов, с которыми

вы работаете. Только так можно обнаружить ЙОТ!

Собрались Ю, Я, Е, Ё вместе, посоветовались друг с другом и решили: надо

выяснить, когда появляется этот загадочный звук. Помогите нашим буквам вылечиться.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

- А сейчас мы проведём следственный эксперимент. Работать будут все отделы.

5. Следственный эксперимент. Начинает работать у доски оперативный отдел.

- Давайте запишем в столбик следующие слова: днём, рядом, люди, лес.

- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в этих словах? (После согласных.)

- Сколько и какие звуки они обозначают?

- Какую роль они выполняют? (Обозначают мягкость стоящего перед ними согласного.)

Вывод. Первая роль букв Е, Ё, Ю, Я - обозначать 1 звук и указывать на мягкость предшествующего согласного звука.

-Приступает к делу следственный отдел

- давайте запишем столбиком следующие слова: яблоко, ёлка, ель, юла.

- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в этих словах? (В начале слова.)

- Сколько и какие звуки они обозначают? (Два звука.)

Вывод. Вторая роль этих букв – обозначать два звука, если эти буквы стоят в начале слова.

Приглашаем к работе информационный отдел

- Теперь запишем третий столбик слов: поехал, заявил, уют, поет.

- Где в этом случае стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах? (В середине слова после гласной буквы.)

- Сколько и какие звуки они обозначают? (Два звука.)

Вывод. Два звука эти буквы обозначают и в том случае, если они стоят в середине слова после гласной буквы.

- И наконец отдел экспертизы выдаст нам заключение.

запишем в четвертый столбик: подъем, вьюн, въезд, объявление.

- Какое положение занимают буквы Е, Ё, Ю, Я в этих словах? (После Ъ или Ь.)

- Сколько звуков они обозначают? (Два звука.)

Слушаем версии отдела Экспертизы.

Дети говорят.

Вывод. Двойную роль эти буквы выполняют, когда стоят после Ъ или Ь знака.

- Обобщим: буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предшествующего согласного, а могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова, в середине слова после гласной буквы или после букв Ъ и Ь.

- Теперь обратимся к нашему учебнику стр. 142 и сопоставим информации. Попробуем вывести алгоритм наших действий (коллективное формулирование правил-алгоритма).

Слово нашему информационному отделу.

Таблица

Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука

После мягких согласных (люк) В начале слова (яма)

После гласных (баян)

После Ъ и Ь (съел, вьюга)

6. Вещественные доказательства

Коллективная работа. (СУНДУК).

Задание. Ребята, у вас на столе лежат слова. Возьмите и положите в этот сундук именно то слово, в котором буквы е, ё, ю, я имеют два звука. Мы потом проверим, в правильном направлении мы движемся. Итак, начали –думаем., берём листочки со словами и опускаем в сундук.

Блеск, ем, боец, отъезд, иней, ёлка,приём, съёмка, клюв, юг, каюта,вьюга, сяду, ягодка, стоят, въезд,баян, рассвет,поёт, свет, сюжет, подъём, вьюнок, ветка, камень,кошелёк, якорь, юбка,съел,сел,тает, Тая, тайна.

7. Составление фоторобота.

Лексическое значение слово Количество букв и звуков.

Синоним к слову метель

Отправление в путь

Четверорукое млекопитающее, наиболее близкое по строению тела к человеку

Печатное сообщение, извещение о чем-либо

Малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.

8. Расшифровать записку

(нашэ раслэдаванийэ падашло к канцу знанийа и сплачонаст памагли нам всэм спасибо за работу)

X. Рефлексия.

- Чему был посвящен урок? (Двойной роли букв е, ё, ю, я).

- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков).

-Какие затруднения мы испытали? (Гласных букв 10, а звуков только 6).

- Что помогло нам их преодолеть? (умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука).

-Оцените свою деятельность на уроке в протоколе.

Знак?

Если,я узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!знак

Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: «Я работал хорошо!»

! !!

Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

XI. Домашнее задание.

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, но остался вопрос по теме урока, выполните упр. № 310 из параграфа 61.

2 Кто научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука., то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 311

3. Кто научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и выполните упр. 312.

Учитель: Ребята, вы очень хорошо сегодня работали на уроке, справились со всеми заданиями. Отлично провели расследование.

Я благодарю вас за урок! И хочу вам всем подарить вот такие

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

План-конспект дистанционного урока по русскому языку в 3 классе на тему «Число имён существительных» Департамент образования и науки города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку на тему «Двойная роль букв е. ё, ю, я»
Опубликовано: 31 октября 2022 в 21:11
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по русскому языку на тему «Двойная роль букв е. ё, ю, я»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Карлина (УИ 3094566) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД