Наталья Норкина
Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
1. Предмет: Русский язык
2. Класс : 2 класс
3. Тема урока : «Ударение»
4. Цель урока : создать условия для осмысления словообразующей роли ударения в словах
5. Планируемые образовательные результаты:
Личностные: формирование установки на наличие мотивации к получению новых знаний, работе на результат; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
Публикация «Конспект урока по русскому языку „Ударение“ во 2 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной за-дачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстраци-ях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Предметные: осмысление словообразующей роли ударения в словах, умение находить в слове место ударения, правильно произносить слова с ука-занным местом ударения, пользоваться орфоэпическим и толковом словарями учебника, умение проверять написанное, способность контролиро-вать свои действия.
6. Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету: орфоэпический словарь
7. Тип урока : усвоение новых знаний
8. Форма урока : фронтальная, индивидуальная, парная
9. УМК: «Школа России»
10. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки, интерактивная доска, проектор, музыка (для физминутки, орфоэпический словарь, сигнальные карточки, электронное приложение (CD).
Технологическая карта.
Этап
урока Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Организуют рабочее место.
Проговаривают девиз урока.
1. Создает эмоциональный настрой на урок
2. Приветствует
3. Проверяет посадку.
Организует проговаривание девиза урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Поздороваемся с ними.
Мы начинаем урок русского языка. Сегодня урок обещает быть не только познавательным, но и интересным.
Прочитайте девиз нашего урока.
Внимательно смотрите и увидите!
Внимательно слушайте и услышите!
Думайте и всё обязательно получится!
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им
Личностные УУД: проявлять интерес к услышанному
Регулятивные УУД: организовать свое рабочее место
II. Формулирование темы урока, постановка цели
Цели:
- организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися.
Закреплять навыки каллиграфического письма, повысить познавательный интерес.
Слушают стихотворение, определяют, о чем оно.
Самостоятельно формулируют тему урока.
Инсценировка
Дети участвуют в обсуждении сценки. Высказывают свои предположения.
Объясняют формулировку «смысл слова зависит от ударения»
С помощью учителя ставят задачи урока.
Дети выдвигают предположения и понимают, что им не хватает знаний
Читает стихотворение
Мотивирует учащихся на учебную деятельность.
Организует формулировку темы урока учащимися, постановку цели
Проблемная ситуация
Организует постановку цели
Организует формулировку
задач урока -Чтобы узнать тему урока, внимательно послушайте стихотворение, скажите, о чем оно?
Я скачу, скачу, скачу,
И ударю, где хочу!
В речи многое я значу,
Облегчаю вам задачу:
Слово трудное понять,
Его верно применять. (Ударение)
Кто догадался, какая тема нашего урока?
(Тема нашего урока : «Ударение»)
Чтобы сформулировать главную цель урока. Посмотрите сценку.
СЦЕНКА.
Стоит мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством. Читает: «3 раза в неделю по столовой ложке. После приёма пищи». (Начинает пищать)
Вбегает мама.
Мама. - Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
Сынок. - А я лекарство принял. А здесь написано «3 раза в неделю по столовой ложке. После приёма пищи»
- Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочитал. Три раза после приёма пищи, а не пищи.
Объясните, почему возникло непонимание?
(Неправильно поставили ударение, и изменился смысл слов)
-Так чему мы должны научиться, чтобы не было таких ситуаций? (Научиться правильно ставить ударение).
-А что такое ударение?
Вот видите, вы еще не все знаете по этой теме.
– Исходя из этого, какие задачи урока для себя вы бы поставили?
1. Узнать что такое «ударение».
2. Научиться определять ударный слог.
3. Выяснить роль ударения в русском языке. Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать тему и задачи на уроке с помощью учителя
Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соответствия того, что уже известно, а что еще неизвестно
III.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Словарная работа
Цель: повторить написание слов с непроверяемой безударной гласной
Цель: предотвратить утомление повысить работоспособность
Физминутка.
Проверяют посадку при письме.
Записывают число, классная работа.
Прописывают в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
Выполняют словарно-орфографическую работу. Коллективная проверка непроверяемой
безударной гласной по образцу
Устанавливают возможное количество ударных гласных звуков (слогов) в словах. Выставляют оценки в лист успеха
Наблюдают за произношением ударного слога.
Вместе с учителем формулируют, что такое «ударение»
Наблюдают за подвижностью ударения в словах
наблюдают за ролью словесного ударения.
наблюдают над разноместностью и подвижностью русского ударения. В орфоэпическом словаре находят информацию о произношении слова.
Работают с орфоэпическим и толковым словарям
Выполняют упражнения под музыку для релаксации
Повторяет правило посадки при письме
Просит записать дату.
Предлагает определить закономерность следования букв
Показывает образец написание элементов букв
Организует словарную работу.
Подводит учащихся к знакомым приёмам определения слогов в слове, ударного слога. Организует коллективную проверку
Вместе с учащимися делают вывод
Рожки – род пищевого продукта в виде мелко нарезанных макарон. (Показ пачки макарон).
Рожки – вырост из костного вещества на черепе у некоторых животных. (Показ игрушки с рожками).
- Что ещё нужно сделать? Придумать 1-2 предложения со словами замок и замок. Но прежде, чем составить предложения, давайте объясним значение данных слов. Как вы объясните, что такое замок? А замок?
Ребята подготовили объяснение данных терминов по словарю С. И. Ожегова
Замок – это приспособление для запирания чего-нибудь ключом.
Замок – название некоторых дворцов.
-Сделайте вывод. Благодаря чему различаются по значению выделенные пары слов? -Тему и цель урока определили. Теперь открываем тетради, записываем число, классная работа.
Каллиграфическая минута
Пропишем соединения букв, в слове «ударение». Подчеркните те элементы, которые у вас хорошо получились.
уд да ар ре ен ни ие
Запишите словарные слова. Разделите на слоги, обозначьте в словах ударение, подчеркните букву, написание которой надо запомнить.
Язык, ветер, воробей, яблоня, снегирь, берёза
Самопроверка по образцу на доске.
Проверим с помощью сигнальных карточек. Выставьте оценки в лист успеха
– Какую орфограмму мы сейчас с вами повторили?
А как вы определяли, какой слог ударный? (позвать слово, спеть, задать вопрос где, произнести 3раза, а на 4-ый крикнуть.)
Как можно назвать слог, на который падает ударение? Ударный
– Сколько ударных слогов в слове? По одному
– А как назвать слог, на который не падает ударение? Безударный
А в каких случаях ударение не ставят?
– Давайте с вами прислушаемся, как мы произносим ударный слог?
(Выделяем голосом один слог с большей силой.)
– Так что такое ударение?
Вывод: ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.
- На какие по счету слоги падает ударение в словах?
Сделайте вывод:
ударение в русском языке разноместное
Работа с правилом в учебнике с. 67
– Мы с вами решили только первые две задачи урока. Прежде чем двигаться дальше, давайте отдохнем.
• Физминутка.
Распределите слова по корзинам в соответствии с предложенными схемами слов.
- В русском языке много слов, в произношении которых мы можем сомневаться. Для этого существуют специальные орфоэпические словари, по которым мы можем правильно определить, как произносится слово.
Например, слова ДОГОВоР ЩАВеЛЬ АЛФАВиТ. Найдите в словаре в конце учебника.
Индивидуальная дифференцированная работа. Задания в конвертах.
Женя на интерактивной доске. Самопроверка.
Чтобы решить третью задачу урока, я предлагаю
Предметные УУД: формировать навыки каллиграфического письма
Познавательные УУД:
Уметь проводить сравнение по заданным критериям
Регулятивные УУД:
Уметь оценивать правильность выполнения своей работы, вносить необходимые коррективы в свою работу
Познавательные УУД:
Уметь обобщать полученные знания
Личностные УУД:
Уметь оценить свою работу на основе критерия успешности учебной деятельности
Обменяйтесь тетрадями и поставьте оценку соседу. Покажите оценку соседа. Покажите согласны вы с оценкой соседа или нет.
Самооценка
Личностные результаты самоопределение ( экологическая культура: здоровьесберегающее поведение)
IV. Изучение нового
(10 мин)
Цель:
сформулировать определение, что такое ударение Записывают. Проверяют написание слов, проговаривают правило.
Выполняют самооценку рядом с заданием.
Читают правило в учебнике
Организует самопроверку.
Выполняют работу на доске.
Фронтальная работа
– Давайте с вами прислушаемся, как мы произносим ударный слог?
(Выделяем голосом один слог с большей силой.)
– Так что такое ударение? Какой вывод можно сделать?
Вывод: ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.
Работа с правилом в учебнике с. 68
Мы с вами решили только первые две задачи урока. Коммуникативные УУД:
Инициативное сотрудничество; формулирование собственного мнения
Регулятивные УУД:
определять качество и уровень усвоения, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
V. Физминутка
Цель: снятие нервно-психического напряжения Под музыку повторяют движения Организует музыкальное сопровождение –Прежде чем двигаться дальше, давайте отдохнем Личностные УУД:
установка на развитие навыков ЗОЖ
VI. Изучение нового (продолжение)
Цель: развивать умения правильно произносить слова
Гимнастика для глаз
-охранительный режим зрения,
-снятие напряжения и предупреждение зрительных нарушений
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Прослушивание электронного приложения.
Коллективное отгадывание загадок.
1 учащийся записывает отгадки на доске, а другие-в тетрадь, ставят ударение
Выполняют самооценку рядом с заданием.
Выполняют гимнастику для глаз.
Работа орфографическим словарем
1пара учащихся выполняет задание на
интерактивной доске, остальные работают в группах
Выполняют самооценку рядом с заданием.
Рассматривают картинки с подписями, читают их
Читают третью задачу урока
Наблюдение над словами, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разный смысл
Организует усвоение новой информации через прослушивание электронного приложения.
Читает загадки
Организует коллективное отгадывание загадок
Организовать работу с орфоэпическим словарем
Следит за выполнением гимнастики. Формирует навыки ЗОЖ.
Организовать коллективную проверку на интерактивной доске
Выявляет известное, знакомое
Создает проблемную ситуацию
Побуждает к решению проблемных задач. Поддерживает познавательный интерес к изучению нового.
Включает учащихся в коллективную деятельность, в диалог.
Организует формулировку
вывода - В русском языке много слов, в произношении которых мы можем сомневаться. Для этого существуют специальные орфоэпические словари, по которым мы можем правильно определить, как произносится слово.
А теперь отгадаем загадки и поставим правильное ударение в словах. Отгадки записываем в тетрадь, расставляем ударение.
Буквы – значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все (Алфавит. Ударение ставится на третий слог).
2) Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я (Фарфор. Ударение ставится на второй слог).
3) Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный (Каталог. Ударение ставится на третий слог).
-Давайте проведем гимнастику для глаз
Работа в группе
Карточка №1
Распределите слова по корзинам в соответствии с предложенными схемами слов.
Дождь, понял, поняла, договор, речь, столяр, свёкла, позвонит, щавель, день, торты, шофёр
(Приложение 1)
Вам поможет орфоэпический словарь в конце учебника.
Нам предстоит выполнить третью задачу.
Посмотрите на картинки и прочитайте хором названия этих предметов (замок, атлас, кружки)
Найдите сходство и различия?
Почему слова, которые пишутся одинаково имеют разный смысл? (произносятся по-разному, ударение определяет лексическое значение замОк-зАмок)
От чего зависит смысл слова? (от ударения)
Какую роль играет ударение в схожих по написанию словах? (смысловую)
Вывод:
Перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) слова.
Мы разобрали третью задачу.
Регулятивные УУД: определять качество и уровень усвоения, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Личностные УУД:
установка на развитие навыков ЗОЖ.
Регулятивные УУД:
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД: определять качество и уровень усвоения, оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
Уметь обобщать полученные знания
VII. Закрепление нового (15 мин)
Цель:
систематизировать знания учащихся об ударении
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Учащиеся отгадывают загадки, проговаривают слова, ставя в них правильное ударение и объясняя различия в лексическом значении.
Коллективная работа в сочетании с самостоятельной
1 ученик выполняет по интерактивной доске
Выполняют карточку
Работа с толко-вым словарем
Задание выполняется в парах
Самостоятельно списывают пред-ложения и прове-ряют написанное (взаимопроверка в парах). Выполняют самооценку рядом с заданием. Загадывает загадки, после правильного ответа показывает изображения
предметов
Способствует развитию и обогащению активного и пассивного словаря учащихся.
Организует самостоятельную работу.
Организует взаимопроверку выполнения задания. Оценивает работу учащихся. Я загадаю вам загадки, отгадать которые поможет вам правильная постановка ударения :
1) Я травянистое растение
C цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(В слове «ирис» ударение ставится на первый слог. Это название цветка. А в слове «ирис» – на второй, и обозначает оно конфету).
2) Я сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения,
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани.
(Атлас – это географическая карта, ударение в этом слове ставится на первый слог. А в слове «атлас» ударение на втором слоге, это материал, из которого что-нибудь шьют).
В чём мы ещё раз убедились (От ударения зависит лексическое значение слова).
Карточка №2 Разноуровневые задания.
1уровень. Запишите предложения, поставьте ударение в выделенных словах.
Мы сегодня ели уху.
Комар подлетел к уху.
Дети пили молоко.
Пили бревно ровно.
2 уровень. Прочитайте правильно слова. Составьте словосочетания или предложения по образцу.
Дорогой, замок, кружки, ирис, гвоздики, полки, хлопок
(С каждым словом можно составить два словосочетания. Например: дорогой друг – лесной дорогой) (Приложение 2)
Вывод: по предложению можно понять, о чем идет речь.
-Кто испытывал трудности в этом задании?
(Показывают сигнальными карточками)
Познавательные УУД:
Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
Личностные УУД:
выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше; выражать личностное отношение к моральным ценностям.
Регулятивные УУД:
контролируют правильность ответов, в соответствии с целевой установкой, дополняют, уточняют высказывания, сравнивать полученную информацию с имеющимися знаниями.
Познавательные УУД:
выделять существенную информацию из толкового словаря, выдвигать предположения, обосновывать, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.
VIII.Контролирующее задание (12 мин)
Цель:
- организовать выполнение самопроверки, самооценки,
работы над ошибками. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону,
фиксируя «+», «-».
Выполняют самооценку рядом с заданием.
Под руководством учителя находят в тексте правильные ответы на вопросы.
Организует самопроверку.
Организует самооценку (методика Цукерман).
Организует работу над ошибками. Работа в паре.
- Я вам предлагаю выполнить задание. Помните, чтобы работа ладилась, нужно договариваться и уметь слушать друг друга. Договоритесь, кто будет первым, а кто вторым.
На партах у вас карточка №3. Соедините линиями рисунки предметов и слова, которые называют эти предметы
(Приложение 3.)
Самопроверка. Самооценка.
Работа над ошибками.
Коммуникативные УУД:
согласовывать позиции и находить общее решение; выражать свои мысли; задавать вопросы; участвовать в устном общении.
Личностные УУД:
проявлять интерес к познанию нового, неизвестного.
Регулятивные УУД:
принимать и удерживать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, дополнять, уточнять высказанные мнения, сравнивать полученную информацию с имеющимися знаниями.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, чему научились на уроке.
Делают самооценку учебной деятельности. Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока?
(Целью нашего урока было научиться правильно ставить ударение и произносить слова).
Достигли мы этой цели?
(Мы научились правильному произношению слов, теперь мы знаем, что от постановки ударения может меняться смысл слова, поэтому цели нашего урока мы достигли).
Какой алгоритм работы мы составили, чтобы правильно ставить ударение?
(Чтобы правильно поставить ударение в слове, нужно сначала посмотреть на его смысл в предложении или словосочетании. Если возникли затруднения, за помощью можно обратиться к Орфоэпическому словарю).
– Я бы хотела, чтобы вы свою работу подытожили следующим образом: выберите то, что вам подходит, и продолжите предложение:
Я повторил на уроке…
Я узнал, что…
Я понял, что…
Мне понравилось…
Мне было трудно…
Кто, по-вашему, хорошо работал… Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
X. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
(дифференцированное) Фиксируют дифференцированное домашнее задание и способ его выполнения.
Дает комментарий к выполнению домашнего задания.
Приложение 4. Карточка №4
1 уровень. Расставить ударение в словах. Проверить себя по Орфоэпическому словарю в случае возникновения затруднения. (Каталог, квартал, обеспечение, звонит, торты, пуловер, щавель, жалюзи, банты, ходатайство, красивее, творог, баловать, свекла).
2 уровень. Составить предложения со словами в зависимости от ударения в них. (Атлас, белки, клубы, орган, стрелки, паром, пили, уже, уха).
3 уровень. Составить сказку со словами, которые прозвучали сегодня на нашем уроке.
Дополнительная информация
Список учебной и дополнительной литературы Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2014.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. – М. : «Просвещение», 2011.
Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной «Русский язык. 2 класс». (CD).
Ссылки на использованные Интернет-ресурсы https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/02/10/udarenie-slovoobrazuyushchaya-funktsiya-udareniya
https://kursk-sosh5.ru/obychenie/metod-kopilka/20-russkij-yazyk/223-otkrytyj-urok-po-teme-qudarenieq.html
https://beltube.by/video/ZnZSAx0lFHg